Выполняя очередное задание в рамках работы областной программы по защите прав потребителей, эксперты ростовского ЦСМ отправились в кафе.
Нет, вовсе не отпраздновать начало нового дела — оценить, как соблюдаются права потребителей в ростовских заведениях общепита, и составить сравнительный рейтинг. В выборку попали в основном кафе различных сетей, где по одному можно смело судить об основах организации работы и в других заведений этого бренда.
В каждое из десяти выбранных кафе эксперты приходили как обычные посетители и заказывали по три порции одних и тех же блюд: из рыбы, курицы и мяса. Пока ждали заказ, оценивали обстановку в кафе, изучали правильность заполнения меню, даже засекали время обслуживания. До конца остаться простыми клиентами заведения эксперты не могли: после того как им приносили заказанное и выдавали чек, они уже начинали «играть в открытую». Вкусности тут же превращались в «образцы» и упаковывались в стерильную посуду, а сотрудников кафе просили показать документы.
— Мы не требовали ничего того, что не имел бы права потребовать простой потребитель, — пояснил Юрий Грановский, начальник бюро экспертиз Ростовского ЦСМ. — Отрадно, что в большинстве случаев нам без возражений предоставляли требуемое. Если, конечно, у них было, что предоставить…
«Поговори со мной»
«Общаются» с потребителями в кафе не только через официантов: основную информацию посетители получают
Самым скрытным на информацию для потребителей оказалось кафе «Алиса».
— Это «авторское кафе», ориентированное на проведение детских праздников. Такое поведение — странно, ведь именно для детей родители как раз и выбирают блюда по составу особенно тщательно, — удивляются эксперты.
Здесь же не посчитали нужным указать прейскурант на музыкальное сопровождение. По заявлению руководства кафе, плата за это передается в полном объеме музыкантам, таким образом они сами «умывают руки». Между тем российское законодательство такое «разделение ответственности» запрещает, услуги музыкантов в кафе — это не отдельная, а дополнительная услуга. У нее должна быть фиксированная цена, а при оплате — выдаваться чек.
Еще один способ общения посетителей и руководства кафе — книга жалоб и предложений — экспертов и вовсе разочаровал. По их наблюдениям, писать
Обстановка в кафе
Во время оценки заведений по комфортности для посетителей снова «отличилось» кафе «Алиса»: в день визита эксперты застали грязные столы с жирными пятнами на скатерти. Пол немытый, спецодежды у официантов не было, да еще и на видном месте прямо на столе сиротливо лежала забытая
Нет особой чистоплотности и во многих других кафе.
— Самые грязные руки и инструментарий у персонала в кафе «Осака» и «Добрый Эль», — комментируют результаты эксперты.
Также кафе сети «Осака» получило жирный «минус»
«Послевкусие» от блюда
Итак, все оценки по обслуживанию и «общению» проставлены, теперь можно и покушать. Может быть, и с аппетитом, но по результатам лабораторных исследований — не всегда безопасно. Не нашли микробиологической опасности в принесенных экспертами образцах только в блюдах кафе «Рис», «Мама Пицца», «Пинта» и «Ла Страда». В остальных шести — хотя бы в одном из образцов — обнаруживалось превышение допустимого уровня патогенной микрофлоры. В образцах от поваров «Доброго Эля» и «Осака» — во всех трех.
Причин такой ситуации много — грязные руки, инвентарь или посуда, плохо промытые сырые ингредиенты блюд или гарниров… Проблема одна — недостаток производственного контроля.
А как контролируют?
Подтверждение этому тезису эксперты нашли сразу: в половине заведений, которые они посетили, требования по ежедневному контролю не соблюдались.
Лучше всего ведут учет в кафе «Мама Пицца», «Елки Палки» и «Рис». В остальных семи кафе объективно невозможно установить, подали нам сегодняшние или разогретые вчерашние котлеты, салаты или супы, и когда им вышел срок хранения. А в кафе «Алиса» о необходимости такого учета и контроля вообще не знали.
Зачем об этом знать потребителю? А чтобы выяснить, из чего именно и когда приготовили ему блюдо — имеет право, особенно, если заказал не авторское изобретение повара (тут могли бы сослаться на «коммерческую тайну), а общеизвестный рецепт.
— Каждое блюдо в заведениях общепита должно иметь
Без этой карты и получается «стейк из лосося» в виде простого зажаренного куска рыбы вместе с толстенной кожей. К кулинарной продукции с наименованием «стейк» указанные куски рыбы никакого отношения не имеют.
…А клиентам общепита стоило бы быть настороже. Ведь после нечистоплотности, самый страшный грех ростовских поваров — воровство.
Номинация «Самый жадный повар»
Самый жадный повар работает в кафе «Пинта»: при заказе шашлычков из свинины эксперты получили 114 г вместо указанных в меню 250 г. Здесь же на треть недовесили шашлычки из курицы, а вместо семги и вовсе подложили более дешевый лосось.
Аналогичный недостаток выявлен в кафе «Добрый Эль», где опытные эксперты легко отличили дешевый минтай от заявленного в меню судака, а говяжьи шпикачки — от свиноговяжего изделия невысокого качества. Заменили семгу на лосось в «Пинте», «Рисе», «Алисе» и кафе
— Готовили порции явно на глазок, хотя весы есть во всех кафе, кроме «Алисы», — констатируют эксперты. — Иначе бы никак не допустили, например, перевес дорогой семги, как попадалось нам. Но это, конечно, редкий случай…
Вот с такими печальными результатами и окончился визит экспертов по ростовским кафе. Рейтинг заведений они, конечно, составили: по балльной системе самым лучшим кафе оказалось «Мама Пицца», самыми худшими — «Осака» и «Алиса». А вот себе они явно дали зарок питаться только дома.