Не всегда новогодние подарки радуют: электрочайник может быть сломан, пальто — маленьким, шарф — жутчайшей расцветки… Но зачем плакать, если можно все исправить?!

Вернуть или обменять бракованный или не подошедший непродовольственный товар сейчас не так уж и сложно, особенно в крупном магазине. Подчас самым трудным моментом в этом деле становится необходимость сообщить о недостатке покупки самому дарителю. Но без этого никак: на руках должен быть товарный чек, который редко вкладывают в подарок. В крайнем случае можно обойтись свидетельскими показаниями о покупке именно в этом магазине, но при упорстве продавцов доказывать это придется в суде.

Подарок купили заранее? Не беда. Претензии к качеству товара предъявляются в течение всего гарантийного срока или срока годности. А если такой не установлен — в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Особой разницы нет, произведен ли ваш подарок в другой стране или в соседнем доме: потребитель по своему усмотрению может предъявлять претензии по поводу качества товара как продавцу, так и производителю или импортеру.

Согласно ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей» именно вы выбираете наиболее удобный для вас вариант дальнейшего развития ситуации. У вас есть право требовать:

— замены товаром той же марки,

— замены аналогичным товаром иной марки с перерасчетом,

— соразмерного уменьшения цены,

— незамедлительного бесплатного устранения недостатков,

— возврата денег за покупку.

Обратите внимание: стоит заранее выбрать один (!) из предложенных вариантов и сразу, во избежание конфликта, требовать его в письменной форме. Составить заявление можно с помощью «Виртуального юриста» на сайте департамента потребительского рынка РО http://zppdon.ru.

Даже если товар качественный, вы можете обменять его в течение двух недель (не считая дня покупки). Согласно ст. 25 ФЗ «О защите прав потребителей» требовать это вы имеете право лишь в том случае, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид и потребительские свойства, целы пломбы или фабричные ярлычки. Сделать это можно лишь при условии, что он не подошел вам:

— по форме,

— габаритам,

— фасону,

— расцветке,

— размеру,

— комплектации.

Это обязательное условие, ибо с формулировкой «разонравилось» опытный продавец товар обратно не примет — и будет прав. Ведь если он не сможет предложить вам аналогичный товар в иной комплектации или размере (и только в этом случае, если претензий к качеству товара нет), он будет вынужден в течение трех дней вернуть вам деньги.

К сожалению, в вопросе обмена не без исключений существует утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену», в который входят предметы личной гигиены, товары для лечения, книги и текстильные товары — всего 14 пунктов.

Один из пунктов этого списка расшифровывается отдельным «Перечнем технически сложных товаров». Входящие в этот перечень товары через две недели после покупки можно обменять лишь при наличии существенных недостатков. К слову, сюда же входит и лидер по потребительским претензиям — сотовый телефон с сенсорным экраном: вернуть или обменять его из-за царапины на дисплее или небольшой поломки можно только первые 15 дней со дня покупки.