«Пенсионный фонд» — услышала по домофону кодовые слова Анна Арсеньевна и поспешила открыть дверь. Она как раз ждала пенсию, поэтому без сомнений впустила в дом молодую девушку, представившуюся «сотрудницей пенсионного фонда» и сразу же с порога протянувшую женщине бейдж-удостоверение.
На удостоверение я глянула мельком, призналась позже Анна Арсеньевна. Увидела, что есть фотография,
Девушка Екатерина первым делом поинтересовалась, регулярно ли приходят «письма счастья», и напомнила, что с этого года такая рассылка будет только по письменному заявлению. Пояснила: в ее обязанности входит информирование населения о текущем пенсионном законодательстве, а также помощь и консультации по поводу управления её пенсионными накоплениями. И принялась тут же на пороге квартиры рассказывать о базовой и накопительной части пенсии, процентной ставке, вариантах вложения, личном кабинете на сайте фонда, где можно получать статистику и управлять накоплениями
Все это выглядело именно как просветительская лекция. Девушка подробно объясняла, охотно отвечала на мои вопросы, приводила статистику, вспоминает Анна Арсеньевна. Когда лекция закончилась, девушка попросила два контактных телефона: мол, могут позвонить и спросить, насколько добросовестно она выполнила свою работу. А потом еще спросила номер «зеленой карточки».
Анна Арсеньевна продиктовала и телефонные номера, и все данные по страховому свидетельству пенсионного фонда, на чем и распрощались. Вечером, беседуя с дочерью по телефону, обмолвилась об этом: «Вот видишь, какой нынче сервис!» и лишь тогда задумалась: а почему это сотрудник пенсионного фонда не знает номер ее СНИЛС? На следующий день она позвонила в территориальное управление ПФР, где и узнала, что с «просветительскими лекциями» сотрудники пенсионного фонда по квартирам не ходят. Куда же ушли тогда ее персональные данные?!
А вот другая наша читательница, усомнившись в середине аналогичной беседы в личности своей собеседницы, не поленилась внимательно изучить удостоверение. На одной стороне заламинированного куска картона действительно были указаны ФИО, должность
Обе женщины позвонили в редакцию «Нашего времени» в один и тот же день с разницей в пару часов: первая с жалобой, вторая возмущаясь. Наши читательницы акцентировали: во время этой беседы у них не было никаких сомнений в том, что перед ними стоит представитель государственного Пенсионного фонда РФ.
Работа с населением, безусловно, ведется, рассказали в Отделении ПФР по Ростовской области. Действует «Мобильная клиентская служба», которая выезжает в населённые пункты области, проводит консультации для жителей и семинары с организациями. Однако сотрудники Пенсионного фонда РФ осуществляют выезды на дом к гражданам только по предварительной договорённости, например, к гражданам с ограниченными возможностями!
Чем грозит нашей читательнице передача СНИЛС неизвестному лицу? Переводом средств пенсионных накоплений без её ведома в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании.
Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) используется для перечисления страховых взносов работодателем. Как следует из полного названия «зеленой карточки», он же является ключом к счету, где аккумулируются ваши пенсионные средства.
СНИЛС необходим для идентификации пользователя на портале www.gosuslugi.ru, где можно получить ключевые государственные услуги в электронном виде.
Также эти данные требуются при заключении договоров на кредит или оформлении на работу. Поэтому не стоит передавать эту информацию (как и паспортные данные) неведомым «сотрудникам», не убедившись в их личности.
Что делать Анне Арсеновне в этой ситуации? Обратиться в Управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства или по месту фактического пребывания и написать соответствующее заявление (бланк заявления можно скачать с сайта ПФР www.pfrf.ru, там же есть контакты всех органов Фонда). Если выяснится, что пенсионные накопления переведены в НПФ, следует написать претензию и туда с требованием пояснить: на основании чего это произошло? НПФ должен располагать договором с застрахованным лицом о переводе его пенсионных накоплений требуйте предоставления этого документа. По ФЗ
№ 75 от 7.05. 1998г. «О негосударственных пенсионных фондах» при признании договора заключенным ненадлежащими сторонами средства пенсионных накоплений подлежат возврату предыдущему страховщику не позднее 30 дней со дня получения НПФ соответствующего решения суда. Подробный алгоритм действий вам также подскажут по телефону «горячей линии» ПФР 8 800 510 55 55.
Поведав об этой истории на городском
Обзвонив несколько негосударственных пенсионных фондов, мы выяснили: в подобных ситуациях они до суда дело не доводят и в случае выявления подобного добровольно расторгают договор. Кроме этого, операторы «горячих линий» настойчиво просили наших читателей обязательно сообщать об этих фактах, даже если несанкционированных переводов не произошло по вашему заявлению проведут служебное расследование. Пояснили: агенты фондов чаще всего работают «сдельно», получая оплату за заключенные договоры (как, например, страховые или кредитные агенты), однако обязаны сразу же сообщать, какую именно организацию они представляют. А подложные договоры не только наносят репутационный вред фондам, но и грозят серьезными убытками в дальнейшем (в случае судебного разбирательства НПФ как ответственным за проверку подлинности договора грозят немалые штрафы, в том числе и за введение потребителей в заблуждение).
Обратите внимание: с этого года рассылка почтовых извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования прекращается. Однако контролировать свои пенсионные накопления необходимо проверку стоит делать хотя бы раз в год! Легче всего узнать о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Также выписку из индивидуального лицевого счёта можно получить в Управлении ПФР по месту жительства. Если вам более удобно получать такие выписки как и прежде в виде «письма счастья» напишите заявление в Пенсионный фонд РФ.