В тот день я испытала стресс. На мой телефон пришло сообщение: «Ваша банковская карта заблокирована! Срочно свяжитесь +7-963-912-8256. Отправитель — 8-908-428-8914». Время отправления — 14:08.

Первая реакция, сколько ни урезонивай себя, все равно — паника: как заблокирована, почему? 

Стала со стационарного городского телефона звонить по обоим номерам – не откликаются. Либо звучит стандартное: «Абонент находится вне зоны действия…». Наверное, сидевшие на обоих номерах деятели ответили бы, если бы позвонила со своего сотового телефона, как и предлагалось в SMS. То, что это, скорее всего, «развод», я уже начала догадываться. Уж больно оба номера были «цивильными», такие присваиваются обычно частным лицам, а не банковским учреждениям. 

А отправитель не унимался и продолжал SMS–атаку. Ко мне пришли еще два сообщения, и везде: «…срочно, срочно, срочно».

Стала звонить в филиал Сбербанка, где у меня открыта банковская карта. Телефон долго был занят, за это время я получила еще одну эсэмэску знакомого содержания. 

Наконец дозвонилась до филиала Сбербанка. Объяснила все, зачитала полученный текст.

—  С какого номера пришло сообщение? – сразу спросила меня Жанна Бурдукова, ведущий специалист филиала. Я назвала оба  — и отправителя, и того, по которому якобы надо срочно связаться. 

—  Ни в коем случае не звоните по ним, это – мошенничество, – сказала сотрудница сбербанковского филиала. — Запомните: Сбербанк если и направляет клиентам сообщения, то только с одного–единственного номера: 900. К вам с него тоже наверняка что–то поступало. А SMS с любых других номеров — попытка обмана.

По словам Жанны Бурдуковой, в их филиале уже были случаи, когда люди попадали в такую ловушку. Получив пугающее сообщение «…ваша карта заблокирована», тут же откликались и послушно выполняли все, что предлагали неизвестные контактеры. А потом с их счетов «уплывали» крупные суммы. Пострадавшие кидались в банк с претензиями, но уже ничего нельзя было поделать.

—  Хорошо, что вы догадались сразу позвонить к нам – все тут же и выяснилось, — похвалила меня сотрудница Сбербанка. — А бывает, к сожалению, что даже получив от нас все разъяснения и предупреждения, люди все равно звонят по указанным в SMS номерам, проглатывая наживку.

…В конце дня мне опять пришла эсэмэска с тем же текстом о банковской карте и предложением: «… срочно свяжитесь». Решив наконец-то положить конец SМS-преследованию, послала на номер отправителя ответ: «Я лучше свяжусь с полицией». Больше никаких сообщений не было. Как бабушка отшептала.

Поздно вечером позвонила в справочную службу

Tele 2 и, коротко обрисовав суть, спросила: чьи же это номера — 8-908… и 8-963…, отправителя и «срочно свяжитесь». Ответ последовал незамедлительно. Оба номера зарегистрированы в Самарской области, сотовый оператор – «Смартс».

…Подведем черту. Сегодняшняя реальность такова, что для большого количества людей мошенничество стало видом «производственной»  деятельности. Любой из нас может привести примеры произошедшего с друзьями, родственниками – как кому-то позвонили якобы от следователя: дескать, ваш сын (внук, муж, брат, отец и т.д.) «стал виновником ДТП, нужны деньги немедленно, сейчас». Еще вариант: «задержали с наркотиком (оружием, ножом)», «за участие в драке».

 Понятно, что у принявшего такой звонок (или SMS) человека первая реакция – шок. Как бы ни были люди подготовлены к подобным вещам газетными публикациями, телевизионными репортажами, предупреждениями в Интернете и т.д.

Но все–таки постарайтесь в первые минуты взять себя в руки. Не «ведитесь» сразу. Если это телефонный разговор, потяните время, повыспрашивайте: может, по какой-то детали сможете догадаться, что вас дурят. А еще лучше — произнесите магическую фразу: «Я хочу все уточнить в полиции». Посмотрите, что потом последует. 