Куда вкуснее  да и для бюджета приятней готовить блюда из местных продуктов: выращенных на донской земле овощей, привезенных из соседнего района курочек — куда там «фабричным» скороспелкам! Но вот купить, например, кролика из Кагальницкой для ростовчан — задача не из легких. По крайней мере на выставке «Сделано на Дону», в очередной раз прошедшей на Военведе, жители близлежащих домов выстроились за известным среди истинных хозяек деликатесом в очередь.

Собранный со степных цветов мед, привезенные из Новочеркасска колбасы, фермерские курочки или испеченные в соседнем районе города воздушные хлебцы — все эти простые товары почти не встретишь в ростовских супермаркетах, а ведь производятся они буквально рядышком в достаточном количестве.

— В Кагальницкой множество  небольших фермерских хозяйств — да мы весь Ростов домашним мясом накормить можем! — уверенно заявил Владимир Гаркушин, взвешивая очередной покупательнице курочку, еще несколько часов назад бегавшую по подворью его хозяйства. — Ростовчане бы и забыли, как выглядит замороженные цыплята, была бы у нас такая возможность….

Идея бренда «Сделано на Дону», под маркой которого могли бы реализовать свою продукцию некрупные донские производители, буквально витает в воздухе в последние годы. Появилась она еще в 2010-м, была поддержана губернатором Ростовской области, горячо обсуждалась на областном уровне… Перей-ти от слов к реальным делам взялись наиболее заинтересованные в этом — сами производители.

— Наша задача: проложить путь донских товаров от фермера к столам жителей, — пояснила Юлиана Шелковая, курирующая проект «Сделано на Дону» в общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России». — Объездили муниципалитеты области, собрали списки местных производителей и оценили потребности жителей. Увидели: производители-то есть, а вот с каналами сбыта  — серьезные трудности.

Для донских производителей главная проблема даже не засилье других товаров  — тут можно заинтересовать покупателя высоким качеством. Куда сложнее фермерам сражаться с жесткой политикой супермаркетов. Крупные торговые сети активно вытесняют с донского рынка маленькие магазины, но их собственные требования к цене и объемам поставок для сельского ИП  неподъемны. Ну не может парная свинина стоить столько же, сколько размороженная привозная, а игры погоды могут нарушить планы даже самого расчетливого фермера! В итоге пробиться в торговые сети может только крупный бизнес, а вот семейным подрядам и фермерам там делать нечего. Поэтому самый простой вариант для последних — выездные выставки-продажи, которые  и помогают  сбыть продукцию, и знакомят с ней жителей.

По словам участников, работа над организацией выставок идет в складчину:  кто-то помогает с транспортной логистикой, другие предоставляют склады, а волонтеры «Опоры России» проводят предварительное оповещение жителей: спрашивают о пожеланиях, анонсируют мероприятие. Надо отметить, что самоорганизация производителей помогает не только снизить цены для покупателей, но и выступает дополнительной гарантией качества. Ведь как должны выглядеть правильно оформленные санитарные документы и что именно в них должно быть отражено, они и сами знают, как и возможные нарушения при производстве. Так что брак не пройдет.

— В мае в проведении выставок-продаж будет перерыв, — предупредила Юлиана Шелковая. — Сейчас становится уже слишком жарко для торговли скоропортящимися продуктами, а фрукты с овощами только на подходе. Однако буквально через месяц мы снова начнем кормить Ростов и другие города продукцией наших местных производителей.   

Такие выезды организаторы планируют делать регулярно, но точечно, поэтому были бы благодарны за советы от самих ростовчан: где именно и в какое время вы хотели бы увидеть такую выставку в вашем районе города? Предложить места для проведения выставок-продаж «Сделано на Дону» или же поучаствовать в них в качестве донского производителя может каждый. Звоните по телефону 8-918-893-23-14 или же отправляйте сообщение на электронную почту: sdona161@gmail.com.

Большие надежды возлагаются и на работу интернет­сайта http://market.sdona.ru. Буквально через неделю он начнет уже действовать в тестовом режиме, а летом будет формировать первые заказы.  Вопросы с транспортом и хранением самой продукции решили сами же предприниматели  — теперь до самого простого для современных ростовчан способа покупки остается лишь пара финальных штришков. И уже скоро заказать свежую настоящую  сметанку  или вкуснейшую курочку для супа будет даже проще, чем съездить в ближайший супермаркет.