Представьте себе ситуацию: вы едете отдыхать на море, и вдруг… Сколько всяких разных «вдруг» подстерегают нас на пути. Авария. Нужна срочная помощь… В безлюдном месте глохнет машина… Внезапно становится плохо с сердцем… Если у вас в кармане есть сотовый телефон — считайте, что вы уже спасены. Набирайте номер 112. И постарайтесь четко описать диспетчеру единой дежурной службы сложившуюся ситуацию. После звонка к вам придут на помощь соответствующие службы.

Решение о создании «Системы-112»  было принято еще в 2004 году специальным постановлением правительства. А еще раньше наша страна подписала телекоммуникационное соглашение, по которому единым экстренным телефоном для всей Европы признан номер 112. Это означает, что, находясь не только в России, но и в другой стране, можно набрать со своего телефона заветные цифры и получить помощь. Номер 112 работает у всех операторов сотовой связи в режиме так называемого ожидания, когда на счету отсутствуют деньги или возникли проблемы со связью. Да вы, наверное, и сами обратили внимание, что иногда на экране мобильного телефона  автоматически высвечивается логотип «ТОЛЬКО 112». Это как раз и означает экстренную связь. Кстати, она действует даже в том случае, если в телефоне отсутствует сим-карта.

В Ростовской области «Система-112» уже начала свою работу. Звонки на единый номер поступают на обработку в единые дежурно–диспетчерские службы  (ЕДДС), а уже оттуда диспетчер передает информацию в соответствующие службы экстренного реагирования.

— Сейчас в области действуют 55 единых дежурно–диспетчерских служб, а в Ростове-на-Дону, на ул. Соколова запланировано строительство основного центра обработки вызовов, поступающих по номеру 112. Сюда будут стекаться данные по всей Ростовской области, — говорит  начальник отдела планирования и оперативного взаимодействия департамента по предупреждению и ликвидации ЧС Ростовской области Александр Наумов.

Сегодня с помощью службы 112 можно вызвать пожарных, спасателей, милицию, скорую медицинскую помощь, аварийную газовую службу, а также службы жизнеобеспечения (ЖКХ, водоканал, электрические и тепловые сети). По словам Александра Наумова, в сутки в городах на единый номер 112 поступает порядка 400 вызовов, в сельской местности — более 100. Больше всего звонят на номер 112 при ДТП. Примерно треть звонков связана с вопросами ЖКХ. Звонят и по другим поводам:  когда упало дерево, закрылся в квартире маленький ребенок, недавно был случай, когда в колодец упала лошадь. Причем произошло это два раза подряд, с разницей в два дня. Наверное, лошади понравилось, что ее спасают так оперативно.

Конечно, единый номер 112 не подменяет службы экстренного вызова – 01, 02, 03, 04. Новая система просто направлена на то, чтобы скоординировать механизм действий при ЧП. Самое главное при звонке — четко объяснить ситуацию. И если вы даже не успели окончить разговор или связь вдруг оборвалась, оператор вам обязательно перезвонит, поскольку номер вашего телефона  определяется автоматически. А вместе с ним и место нахождения абонента в момент звонка. 

Когда не следует звонить по единому номеру 112?

Не следует звонить по номеру 112, если возникшая ситуация не является опасной и не представляет угрозы для здоровья, жизни или имущества. Не надо звонить для проверки, действительно ли номер 112  работает, для установления контактных данных фирмы или лица, для получения информации о расписании городского, железнодорожного или воздушного транспорта, для вызова такси. Воздержитесь от звонка на  112  и в том случае, если вы просто хотите получить медицинскую консультацию или выразить мнение на тему события или публичного лица.

Как звонить по единому номеру 112?

Выберите место для разговора с оператором (вблизи от места происшествия, но без помех для ведения разговора). По возможности звонить оператору должно лицо, находящееся непосредственно на месте происшествия или лицо, являющееся свидетелем данного происшествия. После набора номера 112 необходимо терпеливо ждать ответа оператора, не кладите трубку до момента, пока вам не ответят. Звонок является бесплатным.

Кратко опишите происшествие, чтобы оператор мог вызвать необходимые службы. Назовите своё имя и фамилию, укажите местонахождение происшествия. Если это возможно, укажите кратчайший путь проезда к этому месту. Сообщите дополнительные сведения в случае вопросов со сторон оператора. Не разъединяйтесь самостоятельно до момента чёткой команды оператора. Выполняйте все его  команды. Немедленно известите оператора в случае изменения  или ухудшения ситуации. И постарайтесь временно не пользоваться телефоном, с которого передавалось сообщение о происшествии, на случай, если оператор попытается связаться с вами.