Знакомая как бы между прочим спрашивает: «Интересно, а сейчас делают игрушки «из нашего советского детства»?» и сама же отвечает: «Вряд ли. Наверно, и предприятий таких уже нет, да и смысла тоже. Дети ведь стали другие. Все больше в компьютерах сидят или играют во всяких монстров и страшилок!»




Со всей ответственностью заверяю, что до сих пор можно найти в продаже легендарную игру «За рулем». Ее выпускают теперь и под названием «Гонщик». Кто помнит, это вращающаяся пластмассовая основа с изображением дороги, на которую ставится маленькая примагничивающаяся машинка. Нужно управлять рулем, который находится на панели, и умудряться объезжать всякие препятствия.

Выпускает игру все тот же Омский электрозавод. В розничной торговле минимальная цена —1490 рублей.

P1050843.jpg

Увидев «За рулем» в продаже, многие взрослые, как в детстве, замирают от восторга и покупают ее, опираясь на собственные хорошие воспоминания. Но, на мой взгляд, сейчас у игры есть один недостаток — сложно рекомендовать ее для какого-либо возраста. Современным детям трех-четырех лет она была бы интересна, но сложновата в обращении, шести-восьми лет — вроде по силам, но может показаться слишком простой после аналогичных, но более захватывающих и динамичных компьютерных игр.

P1050840.jpg

Лучше вписывается в современную действительность другая знаменитая игра того же производителя — Зообильярд». Квадратная пластмассовая основа, с четырех сторон — образы бегемотиков, которые при нажатии на хвосты вытягивают головы к центру и захватывают ртом шарики. Минимальная цена этой игры — 990 рублей.

Но «хитом» всех времен поистине являются игры-«ходилки». Обычное картонное поле, кубик с точками и пластмассовые фишки. Игроки делают ходы в соответствии с показаниями кубика. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.

Несмотря на простоту изготовления, именно «ходилки» способны довести до азарта кого угодно. В России сейчас выпускается огромное количество «ходилок» — с сюжетами сказок «Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов», «Конек-Горбунок», с транспортной тематикой «Моторалли», «Гонки в пустыне», «Гонки на выживание», «Юный моряк». Средняя цена обычной «ходилки» — 120 рублей.

«Ходилки» любят и дети, и взрослые. Прелесть в том, что игроку может быть от 3 до 99 лет. И всякий раз идти приходиться по-разному.

Но существует разряд настольных игр с принципом «ходилок», рассчитанных только на старший возраст, примерно — с 6-7 лет. Они снабжены дополнениями в виде карточек. В связи с большей насыщенностью и сложностью - выше и цена. От 200 до 850 рублей.

Хорошие отзывы у игр ростовского производителя Stellar - «Найди слово» (аналог зарубежного «Скрэббл» или советского «Эрудита»), «Леди-статус», «Бизнес-лайф» (аналог «Монополии») и питерского предприятия «Новое поколение» — «Юный водитель», «Автозавод», «Модный магазин», «Школа этикета», «Хозяюшка».

К счастью, современные закомпьютеризированные дети проявляют к настольным играм большой интерес. Единственное замечание: взрослые чаще выбирают своим детям «Найди слово», «Школу этикета», «Юный эрудит», а сами дети в первую очередь предпочитают «Бизнес-леди» и «Бизнес-лайф», а также «Модный магазин». Чувствуете разницу во вкусах поколений?..

Как и прежде, нравятся детям мозаики. Причем и девочкам, и мальчикам. Только раньше был единственный вариант мозаичных фишек — в виде гвоздиков. Сейчас мозаики существуют разные. Помимо фишек-гвоздиков со шляпкой диаметром 1,3—2 сантиметра, выпускают более крупные, диаметром 3—4 сантиметра. Они представляют собой пятиугольники с полой основой, за счет чего их надевают на аналогичные по форме выпуклости, из которых состоит основа. Такие мозаики с фишками безопасного размера можно давать детям даже от 1 года.

Классика советской эпохи — красная шарообразная девочка-неваляшка — тоже по-прежнему на рынке. Помимо Котовской фабрики, ее теперь выпускает и Ростов. Цены — от 190 до 490 рублей на местную продукцию и от 240 до 690 — на котовскую. Кроме девочек, неваляшки приняли образы кошек, утят, лисичек и даже собак.

Охотно покупает неваляшки внукам опять-таки старшее поколение. При этом тщательно вслушиваясь в громкость перезвона игрушки. Молодые родители двадцати с «хвостиком» не очень жалуют неваляшек своим вниманием. Считают их довольно примитивными и бессмысленными.

Что касается юл, то здесь тоже все очень по-разному. Помимо советской классики - юлы со штырем, раскручивающим кострукцию, появились юлы на плоской основе, которые одним нажатием руки в состоянии раскрутить даже шестимесячный ребенок. Цена — от 170 до 370 рублей. Правда, металл при их производстве теперь практически не используют. Его вообще мало применяют при производстве игрушек.

Московский производитель «Тукс», пожалуй, единственный, на нижний ярус своих юл пускает металл, но это все равно не гарантирует успех у покупателей. Знакомая с детства юла со скачущим под прозрачной колбой всадником «от Тукс» теперь не издает ни звука. Тихая и вяловатая лошадка мало кого вдохновляет. Тем более по цене 400 рублей. Почему производитель не добавит в нее хотя бы легкий гул, непонятно. Ведь технологически это, по всей видимости, не очень сложно.

Что касается кукол из нашего детства - с человеческими лицами, как говорят покупатели, то здесь все в порядке. Кировская фабрика «Весна» выпускает их в огромном ассортименте. В основном все они— красавицы в ярких, интересных нарядах. Закрывают глазки, имеют - очень редкая ныне технология — вшитые волосы и говорят. Но теперь их не нужно наклонять, чтобы услышать «Мама». На спине находится специальное звуковое устройство, при нажатии на которое куклы произносят фразы типа «Расчеши мне волосы!», «Спой песню!», «Я хочу есть!», «Спать хочу!». Цены на кировских кукол — от 700 до 1350 рублей. В зависимости от размера, наряда и наличия голосовой функции.

Кировская фабрика выпускает и милых резиновых пупсов, «как в СССР». Но самый малый — размером сантиметров двадцать — стоит не менее 400 рублей. Самый большой — 1500.

Резиновых пупсов выпускает и московское предприятие «Огонек», но некоторые образы его «младенцев» нельзя назвать удачными. Хотя есть и очень привлекательные бутузы, в основном больших размеров — мягконабивные «Андрюшка» и «Димка», а также резиновый «Женька». Цена — от 700 рублей до 2000 тысяч.

Правда, российских кукол и пупсов воспринимают в основном малыши до четырех лет. Старшие дети предпочитают другие образы, сделанные за пределами страны. Например, импортного «Беби», внешне очень страшненького, но говорящего, плачущего слезками, ходящего на горшок и снабженного памперсом, бутылочкой. Цена бренда — 3000 рублей, аналога — 1200. Из кукол в нынешнем сезоне и вовсе в «хитах» - мультяшные девочки-монстры с рогами и даже, простите, выпученным глазом. Канадский бренд — 35-сантиметровая кукла — по цене доходит до 2500 рублей.

Кировская фабрика несколько лет назад разработала-таки российский аналог куклы Барби — очень милую рыжеволосую красавицу, но так и не смогла выдержать конкуренцию по цене с китайскими Барби (200 рублей против 800), а по узнаваемости образа и изящности — с нидерландскими.

Что касается технологий производства детского оружия и железных дорог, то здесь — провал. Один производитель делает автоматы с механической трещеткой, но они издают такой жуткий звук, что покупатели пугаются. Другой — пытается поставлять на рынок железные дороги, но технология настолько несовершенна, что после преодоления лишь нескольких кругов, «летят» шестеренки. Внешний вид тоже разочаровывает —примитивная, грубая пластмасса темных цветов. Что особенно странно и обидно. Ведь на самом деле у нас есть производители, выпускающие крепкие и яркие пластмассовые игрушки — питерский «Нордпласт», московская «Лена». Хотя отдельный респект, конечно, соседям-белоруссам и их предприятию «Полесье», признанному даже итальянцами.