Вот уже четверть века во всем мире 15 марта празднуют День защиты прав потребителей. В России впервые такую дату отметили в 1994 году. По словам директора областного департамента потребительского рынка Андрея Иванова, ФЗ «О защите прав потребителей» – один из наиболее часто используемых в России.

Долгое время в Ростовской области действовала целевая программа, сейчас интересы потребителей отстаивают в рамках долгосрочной программы экономического развития области: финансирование на эти цели заложено до 2020 года — без защиты не останемся. Поэтому и в 2014 году продолжатся бесплатные юридические консультации для потребителей в общест­венных приемных, организованных в каждом районе области. Продолжает действовать в будние дни телефон «горячей линии» (863) 301-0-103 (на этот номер с добавочным кодом +7-961-… можно написать СМС-сообщение о замеченном вами нарушении). Преобразился и сайт http://www.zppdon.ru: здесь вы можете найти не только свежую потребительскую информацию, но и составить с помощью «Виртуального юриста» претензию или обратиться за консультацией.

Также помощь можно получить у местных властей: почти в каждом муниципалитете сейчас работает специалист, напрямую занимающийся разрешением потребительских споров. Такой вариант особенно эффективен для досудебного разрешения конфликта: чиновник становится «третейским судьей» между местным продавцом или производителем и жителем и помогает сторонам договориться. По областному рейтингу, неэффективно работают на Дону по этому направлению лишь семь муниципалитетов (еще в прошлом году таких было 11), особенно «буксуют» Дубовский, Морозовский и Октябрьский(с) районы.

Немалую помощь потребителям оказывают и общественные организации: их юристы дают, подчас, бесплатные консультации жителям и защищают их в судах (по последним изменениям законодательства их работа окупается при выигрышах исков в защиту прав потребителей — общественникам идет часть штрафа). Однако Андрей Иванов отметил и печальную тенденцию: участились жалобы производителей и продавцов на «потребительский экстремизм». Некоторые «общественные активисты» вынуждают их приобретать печатную литературу собственного производства и заключать договора на юридическое сопровождение, в ином случае угрожая «проверками». Проблема в том, что из-за ФЗ № 294, ограничивающего действия надзорных органов, общественные «контрольные закупки» действительно более эффективны для контроля за нечестными дельцами — такая работа служит на благо общества! И действия «правозащитных коммерсантов» наносят серьезный урон престижу их честных коллег.

В прошлом году в областной департамент поступило почти 11 тысяч обращений жителей Ростовской области. На что чаще всего жалуются потребители? По словам Андрея Иванова, «пальму первенства» за последние годы подхватила сфера ЖКХ – с недавнего времени проблемы в этой области также начали разрешать с позиции не Жилищного кодекса РФ, а потребительского законодательства. И если с «лидерами» всех жалоб потребителей по России – розничной торговлей, общепитом и транспортом — за прошедшие годы в Ростовской области чуть разобрались, то коммунальная сфера с каждым днем приносит все больше проблем. Сейчас в области стараются выработать тактику работы с управляющими компаниями с точки зрения защиты прав их клиентов, на это жалуются больше всего. Сравнительно мало стали жаловаться на нарушения в области туризма и строительства — еще недавно такие вопросы также были на пике «популярности».

А еще акцент будет сделан и на услуги сотовых операторов: в России этот год проходит под девизом «Правосудие для потребителей мобильной связи!». Особое внимание будут уделять прозрачности договорных отношений между оператором и клиентом, проверят перечень предоставляемых услуг и их качество, оценят реальную стоимость услуг и защиту персональных данных. Также с особым вниманием будут отслеживать «освобождение от мобильного рабства»: в полную силу закон о беспрепятственном переходе клиентов из одной сотовой сети в другую вступает с 1 апреля.

Разумеется, не прекратятся и популярные среди наших читателей независимые экспертизы и сравнительные исследования товаров и услуг в Ростовской области. В этом году повторно проверят самые проблемные продукты питания (мясные, молочные, замороженные рыбные и кулинарию), эксперты оценят услуги бассейнов и парикмахерских, проверят качество канцтоваров и детской одежды. Результаты этих исследований и окончательные итоги подобных «контрольных закупок» за прошлый год читайте в рубрике «Клуб потребителей».