Жители Дона пишут все больше жалоб на нарушения их потребительских прав: только с начала этого года по области поступило более 12 тысяч устных обращений и 3 тысячи письменных.

«Это прекрасный показатель: он означает, что покупатели становятся все грамотнее и активнее в вопросе отстаивания своих прав, — пояснил глава департамента потребительского рынка РО Андрей Иванов, выступая на VII региональном форуме «Защита прав потребителей в Ростовской области».
121.jpg

По проведенным социологическим опросам каждый третий житель Ростовской области хотя бы раз сталкивался с нарушениями во время покупок или заказа услуг, но чаще всего просто молча «голосовал ногами» в пользу другого магазина или производителя. «А ведь почти 90 % судебных исков решаются в пользу потребителей, — констатирует судья Ростовского областного суда Наталья Мельник. Но эта же судебная практика показывает: большинства таких исков и вовсе можно было избежать, если бы покупатель с самого начала вел себя грамотно. «Все больше подобных конфликтов в Ростовской области решается в досудебном порядке — это тоже хороший показатель, ведь экономятся время и нер­вы наших жителей, — считает вице-губернатор РО Сергей Горбань, рассказывая о развитии потребительской культуры в области. — Для этого мы стараемся их вооружать информацией и правовой поддержкой специалистов – на эти цели в бюджете Ростовской области на 2014-2020гг. заложено более 35 миллионов рублей».

11111.jpg

Основные элементы подобного «оружия» могли наблюдать посетители форума. Стенды с результатами уже ставших популярными среди донских потребителей «контрольных закупок» — сравнительных исследований и независимых экспертиз — обращали внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения при продаже продуктов питания и бытовых товаров. Можно было проконсультироваться со специалистами в вопросах составления претензий или уточнить особенности работы «горячей линии» по защите потребительских прав «301-0-103» — здесь присутствовали те отважные девушки, что ежедневно принимают жалобы обиженных покупателей. Участникам форума предлагали проверить свои знания потребительского законодательства с помощью тестовых программ — «теорию» не всегда могли сдать на пятерку даже опытные общественники-правозащитники. Такую помощь и информацию в любое время можно получить на интернет-портале защиты прав потребителей Ростовской области zppdon.ru.

81.jpg

Вместо долгих выступлений приглашенных экспертов — блиц-опрос для каждого, причем вопросы задавались из зала. Одной из самых популярных тем стала сфера страхования, в том числе и автомобильного – в данный момент более 20 % судебных исков касаются выплат по ОСАГО. Снова в топ поднялись проблемы с туристическими услугами, были вопросы и по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг — по словам главного жилищного инспектора РО Шамиля Вальшина, львиная доля жалоб жителей Дона в областную ГЖИ касается нарушения их потребительских прав в этой сфере. В зоне риска — продовольственный рынок: по мнению председателя Союза потребителя РФ Петра Шелища, из-за трудностей, связанных с введением санкций, у многих производителей продуктов питания может появиться соблазн «поиграть» с качеством или количеством сырья для своих товаров — покупателям стоит быть особенно бдительными.

Немало вопросов задавали по «быстрым кредитам» — это стало бичом для многих, особенно оказавшихся в критической ситуации, а значит, не особенно размышляющих перед получением займа под грабительские проценты. «И это самая главная проблема, — акцентирует начальник управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг ЮФО Алексей Щербаков. — Рынок финансовых услуг в России достаточно новый, развивающийся и пока слабо отрегулированный, поэтому безопасность для потребителя напрямую зависит от его финансовой грамотности».

Впрочем, это касается и всех остальных сфер потребительского рынка: во многом решение проблем зависит от поведения покупателя — насколько грамотно он поведет себя перед совершением покупки или сделки: изучит ли всю информацию о товаре или услуге, сможет ли оценить все возможные риски. Именно поэтому на региональном форуме не только обсуждали проблемы, но и чествовали «бойцов на местах» – тех, кто своей работой в районах области отстаивает интересы потребителей. Причем в этом году среди победителей уже традиционного конкурса «Сильно сказано!» награждали не только донские СМИ, но и общественные организации, отличившиеся на потребительском фронте. Также впервые отметили и муниципальные отделы потребрынка — во многих городах и районах Ростовской области нашли свои способы решения споров между покупателями и продавцами. Так, например, в Константиновском районе местным властям удается решать около 80 % всех жалоб потребителей в досудебном порядке, а в Мартыновском — и все 100 %. В Сальском районе в этом году особенно активно помогали потребителям коммунальных услуг и максимально взаимодействовали со СМИ, а в Азове сумели сдвинуть с мертвой точки проблему обманутых дольщиков. «Ноу-хау» Мясниковского района — образовательные флешмобы для потребителей, а вот в Таганроге особый акцент делают на просвещение производителей.

Также отметили и «противоположную сторону» — лучшие донские компании, производящие самые качественные товары. Преодолевшие все жесткие требования добровольной сертификации «Сделано на Дону» производители получили право размещать этот региональный бренд на своих товарах – таких в этом году стало больше на десяток. А еще 17 компаний, работающих в Ростовской области, были выбраны не экспертами, а обычными донскими жителями: приз конкурса «Потребитель голосует — ЗА!» получили те, кого покупатели называли как пример качественного товара или услуги.

Очередными обладателями знака системы добровольной сертификации
«Сделано на Дону» стали:

– ОАО «Астон» (подсолнечное масло «Волшебный край», «Светлица», «Астон» и растительное масло «Затея»);

– ОАО сыродельный завод «Семикаракорский» (полутвердый сыр «Российский»);

– ООО Тепличный комплекс «Ростовский» (овощи: зелень базилика, укроп, огурцы, помидоры);

– ООО «МОП Комплекс 1» (сборные резервуары «Айсберг»)

– ООО «Донстар» (полуфабрикаты из мяса утят)

– ОАО «Стройфарфор» (керамическая плитка и сухие облицовочные строительные смеси);

– ОАО «Владимирский карьер тугоплавких глин» (керамический кирпич)

– ООО «Ванта» (пшеничный хлеб из муки высшего сорта, батоны городские, хлеб с отрубями);

– ООО «Алунекст» (профили прессовочные из алюминия);

– ООО «МТЕ Ковосвит мас» (универсальные токарные станки).

По итогам социологического опроса, в котором приняли участие 1500 жителей Ростовской области, были определены лауреаты премии «Потребитель голосует — ЗА!» — эти компании и бренды обычные донские потребители считают наиболее качественными.

Номинация

Победитель

Молочная продукция

молоко «Кубанская буренка»

Растительное масло

масло «Золотая семечка»

Мясо птицы

мясо птицы компании «Белая птица»

Колбасные изделия

продукция компании «Тавр»

Мука

продукция компании «Пудовъ»

Мобильная связь

компания «Мегафон»

Домашний Интернет

компания Ростелеком

Магазин одежды

магазин одежды «Глория Джинс»

Аквапарк

аквапарк Н2О

Автомобильные заправочные станции

станции компании «Лукойл»

Медицинские диагностические центры

областной консультационно-диагностический центр

Магазин обуви

магазин обуви «Эколас»

Магазины розничной торговли

магазин «Магнит»

Спортивный магазин

магазин «Спортмастер»

Центры строительных материалов

«Касторама»

Гипермаркет

гипермаркет «Ашан»

Торговый центр

торговый центр «Мега»