РЖД навязывает пассажирам билеты «с питанием». Пора жаловаться Президенту?

В декабре 2014 года я приобрела билеты на поезд в Москву и обратно. В кассе вокзала Ростов-Главный мне продали билет на 13.12. 2014 в купейный вагон поезда № 11 Анапа-Москва и обратный билет на фирменный поезд «Тихий Дон» № 20 на 21.12.2014. При этом кассир меня не предупредила, что продаёт билеты с так называемым «питанием». Уже в поезде Анапа-Москва я выяснила, что заплатила 400 рублей за коробочку, в которой лежали баночка паштета 50 г, батончик мюсли, крекер с отрубями 30 г, 200-граммовая бутылочка воды «Иверская» и пакет быстрорастворимой каши, которую, впрочем, негде было разводить – тарелку не выдали.

По такой цене я приобрела крекер в первый раз в жизни – впору было загадывать желание.

На обратной дороге выяснилось, что в «Тихом Доне» я заплатила за то же «питание» уже 648 руб. 53 коп. Проводник объявил пассажирам, что «горячего сегодня не будет» и добавил к коробочке с крекером один крошечный кексик. Из чего мы с попутчиками сделали вывод, что горячее нам всё-таки полагалось, но его, видимо, съел кто-то другой.

Кексик за 200 рублей мне тоже ещё не доводилось покупать: да так, пожалуй, с нашими Российскими железными дорогами и желаний-то не хватит загадывать.

Мои родственники, ездившие в Адлер на пассажирском поезде № 641, заплатили за «питание» – ту же коробочку с крекером – 507 рублей. При этом их также не предупредили, что они покупают билет с допуслугами. Сама цена на купейный билет до Лазаревской в ростовском поезде тоже впечатляла: около трех тысяч рублей, на тысячу дороже, чем в проходящем московском поезде.

Как видно на сайте РЖД, на многих скорых поездах в купейных вагонах в цену билета автоматически включается и стоимость «рациона питания», о чём не осведомлены пассажиры, покупающие билеты в кассах. А в приобретенных в железнодорожных кассах билетах эта сумма, взимаемая в принудительном порядке, зашифрована загадочной аббревиатурой «в т. ч. нас». Что за «нас» – поди, догадайся…

Решила я выяснить, является ли принудительное взимание денег с пассажиров за так называемое «питание» законным действием монополиста – ОАО РЖД. Написала жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и получила ответ, что РЖД, бесспорно, монополист, но… Но УФАС рассматривает только те случаи, когда имеет место ущемление конкуренции, то бишь, бизнес-интересов предпринимателей, а ущемление прав граждан на получение услуг этих самых монополистов в компетенцию этого уважаемого государственного органа не входит.

Не входит, так не входит, чего ж тут обижаться, вот только зачем антимонопольщики направили мою жалобу в Управление Роспотребназора? Это уже совсем зряшное дело! По какому бы вопросу я туда ни обратилась, каждый раз приходит отрицательный ответ: не вовремя обратились, не по адресу обратились. Короче, посылают… куда подальше.

На этот раз ответили, что РЖД имеет право навязывать нам «в вагонах повышенной комфортности» кексики по 200 рублей и прочие «дополнительные услуги». Странное, однако, у них понятие о комфорте: покажите мне пассажира, которого осчастливит сухой паек весьма сомнительного качества за 600 честно заработанных рублей?

Между прочим, на поездах, следующих из столиц северо-кавказских республик, билет от Ростова до Москвы стоит дешевле просто потому, что в него не включен этот сухпаёк. Тут я руководство СКЖД где-то даже могу понять: а ну как горячий народ обидится на такой очевидный «развод на бабки»? Не говоря уже о том, что паштет в пайке явно не халяль (разрешенный к употреблению мусульманином).

Ну а пока я пыталась пробудить совесть у наших дорогих (во всех смыслах) железнодорожников, Владимир Путин в два счета восстановил все отмененные электрички по всей России – от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей. Вот было бы здорово, если бы наш Президент умерил бы и заодно аппетиты РЖД, отменив для начала «доппайки» в вагонах так называемой «повышенной комфортности» (а на самом деле в обычных купейных вагонах).

Старшее поколение, к коему я уже себя отношу, помнит, как трудно было «в наше время» купить билет в купе, а теперь всё наоборот: в кассах нарасхват билеты в плацкартные вагоны. В них теперь ездят учителя, врачи, пенсионеры, низкорентабельные фермеры и прочий трудовой люд – все кроме «белых людей» – бизнесменов и чиновников, командированных по неотложным государственным делам.