Дата публикации:
12 мар 2015 г.
В прошлом выпуске рубрики «Клуб потребителей» мы рассказывали о «мимикрии» частных фирм по установке приборов учета газа под государственные организации. Буквально на следующий день к нам начали обращаться читатели, рассказывающие об аналогичной «подмене понятий», на этот раз – при установке счетчиков воды.
3133
– Этот листок мне принесли вместе со счетом за воду, – рассказывает Анжелика Семеновна, слабозрячая ростовчанка 73 лет. – Он был свернут как квитанция, даже на ощупь – такая же бумага. Я решила, что это какое-то письмо от «Водоканала». Развернула, достала лупу. Сразу заметила в конце письма: «Обращаем Ваше внимание, что данное уведомление является ПОВТОРНЫМ» – и за сердце схватилась: неужто я, старая, уже что-то пропустила?!
… Взяв это письмо, я обошла всех сотрудников редакции газеты «Наше время» с вопросом: «Как вы думаете: это официальный документ или рекламная листовка?». Рекламку в этом бумаге не опознал никто. А это – именно рекламное объявление, ничем по сути не отличающееся от разнообразных «продам/куплю» и «только у нас…».
По форме же – официальное письмо. И стиль текста, и цитирование федерального законодательства, и штрих-код, который в последнее время размещают на всех квитанциях на оплату коммунальных услуг. Да и сложно представить простому обывателю, что слова «Городская служба…» вовсе не обозначают принадлежность предприятия к муниципалитету, а это просто название частной фирмы такое.
В ОАО «Ростовводоканал» заявили, что никаких партнерских, договорных отношений с данной компанией не имеют: «По нашей информации, «Городская сервисная служба» зарегистрирована в городе Орел, и единственная обратная связь заказчиков с компанией – номер телефона, по которому принимаются заявки на установку приборов учета».
В лукавстве составителей данного буклета можно обвинить еще и за фразу «вам передадут полный пакет документов на прибор» – как вам могут продать прибор без паспорта на него? А вот про оформление установленного счетчика – ни слова.
«Опломбировать прибор учета уполномочена только сетевая организация или ТСЖ/управляющая компания», – подчеркивает замруководителя УФАС России по Ростовской области Сергей Батурин. Получается, что любая коммерческая фирма может вам продать прибор учета и установить его, но для того, чтобы его данные были приняты для расчета, необходимо все равно обращаться в местную сетевую организацию.
В остальном все эти цитирования закона и почему-то пугающие пожилых людей «ПОВТОРНО» – обычные рекламные уловки. К сожалению, признать их прямым нарушением ФЗ «О рекламе» нельзя – в этой листовке не изображены символы государственной власти (флаг или герб), нет каких-то прямых отсылок к государственным структурам или органам власти.
Однако в этом тексте есть и прямая ложь: с начала этого года тарифы на коммунальные услуги не поднимались! Изменения в итоговой сумме счета за воду касаются исключительно не установивших счетчики в квартирах: для тех, кто имеет техническую возможность сделать это, но по-старинке решил платить по нормативу, с января этого года используется повышающий коэффициент. В первом полугодии 2015 года он составляет 1.1, во втором полугодии – 1.2, на это значение будет умножаться итоговая сумма начислений.
Между тем вопрос об установке приборов учета воды действительно стоило бы решить. И повышающие коэффициенты с каждым полугодием будут расти, да и многолюдные семьи с официально одним-двумя прописанными в квартире все чаще рискуют попасть под руку рассерженных соседей – за реально потребленные излишки «нормативщиков» платят все остальные в виде общедомовых потерь. Тем более срок поверки счетчиков воды – 4-5 лет, и чаще всего выгоднее установить новый прибор, чем примерно такую же сумму платить за очередную поверку старого, явно уже засорившегося осадками водопроводной воды, счетчика.
Чтобы не переживать по этому поводу, вам нужно знать:
1. Водомер вы имеете полное право приобрести сами, в паспорте прибора должна быть указана не только дата производства, но и дата заводской поверки – чем она будет ближе к дате покупки и монтажу счетчика, тем лучше.
2. Для установки приборов учета воды не требуются особые допуски – это может сделать любой слесарь. Чаще всего дешевле и удобнее пригласить для этой цели специалиста вашей управляющей или водоснабжающей организации, однако вы вправе выбрать любую организацию, специализирующуюся на подобных работах.
3. При установке прибора учета стоит заключить договор подряда на оказание этой услуги – в нем должны быть указаны гарантийные обязательства на монтажные работы (можно в произвольной форме, но с обязательным указанием данных обеих сторон!). Если договор заключать категорически отказываются – задумайтесь.
4. Пломбировку и регистрацию нового счетчика выполняет та организация, которой вы платите за водоснабжение: если у вас отдельные квитанции за воду – пломбу ставит ваша ресурсоснабжающая организация, а если общая платежка на все коммунальные и жилищные услуги от управляющей организации – то специалисты ТСЖ или УК. Согласно п.5 ст.20 ФЗ №416 от 7.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» пломбировка счетчика производится бесплатно, кроме случаев повторного опломбирования из-за нарушения пломбы по вине абонента или третьих лиц.
5. При регистрации прибора учета вы должны предоставить показания водомера на момент регистрации и паспорт прибора. Также у вас могут попросить копию оплаченной квитанции за предыдущий месяц. Если вы меняете водомер, желательно взять старый, чтобы сразу зафиксировать переход на расчет по новому прибору.