Бывает, что в погоне за вниманием покупателей создатели рекламных объявлений даже нарушают закон.

– За последний год несколько раз мы выявляли неэтичную рекламу: так, возмущение жителей вызвали фривольные картинки на плакате, приглашающем на вечеринку в ночной клуб. Достаточно громкий резонанс вызвала и стилизация под день Победы эротического шоу, – рассказывает Константин Коренченко, замруководителя отдела контроля органов власти УФАС РО – именно это подразделение занимается и контролем за соблюдением законов о рекламе и защите конкуренции. – Но куда чаще мы выявляли «заимствование» известных рекламных брендов местными производителями.

Так, например, на 100 тысяч рублей был оштрафован донской производитель питьевой воды – он взял известный бренд ООО «Пепси» и лишь добавил пару букв на этикетке: вместо «Аква Минерале» – «Аквада Минерале». Аналогичный спор в данный момент рассматривают по отношению к ростовскому бренду «БлинкоФФ» – в России уже существует фирма «БлиноФФ». Нередко в качестве названия для своего товара или магазина используют известные девизы известных фирм или незначительно изменяют графический товарный знак – за прошлый год по этим причинам донских производителей оштрафовали более чем на 6 миллионов рублей.

– Иногда схожесть товарных марок до грани смешения может возникнуть почти случайно: например, когда местное название фирмы созвучно с региональным названием федеральной фирмы – в этом случае мы смотрим, какое предприятие появилось на рынке раньше, – поясняет Константин Коренченко. – А иногда даже при схожести бренда и идентичности названия в возбуждении административного дела отказываем. Например, торговый дом «Тихий Дон» и выставка «Тихий Дон» никаких общих сфер деятельности не имеют, да и это словосочетание достаточно популярно – нарушений конкуренции мы здесь не усмотрели.

Чтобы разобраться, кто на самом деле имеет право на громкое или популярное название, антимонопольщики нередко привлекают к делу общественность. Например, в данный момент их интересует мнение ростовчан по достаточно спорному разбирательству о праве использования имени нашего известного земляка Кима Назаретова. В свое время на базе детской музыкальной школы им был создан джаз-оркестр. Однако недавно сын музыканта создал свой музыкальный коллектив, зарегистрировал права на бренд «Джаз-оркестр им. Кима Назаретова» и теперь требует от муниципального учреждения плату за пользование товарного знака. «С одной стороны, наследник джазмена имеет права на использование имени отца, однако мы заняли иную позицию: это название у оркестра музыкальной школы появилось раньше и стало популярным, а сын Назаретова не мог не знать от этом, – поясняют антимопонольщики. – Ведь многие коммерческие названия как торговые марки не зарегистрированы, но давно известны потребителям».

Огромное количество жалоб на недобросовестную рекламу антимонопольщики получают по поводу SMS-спама. В этом случае сроки рассмотрения обращения могут затянуться до полугода – нужно найти через 5-6 посредников непосредственного отправителя такой рекламы, но в итоге обнаруживают и штрафуют. Наказывают и сотовых операторов, и коммерческие фирмы, в том числе и крупные федеральные банки. Обратиться в УФАС РО по поводу подобных нарушений можно на сайте http://rostov.fas.gov.ru/ в разделе «Обратная связь» или написать письмо по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр.Ворошиловский, 2/2, офис 403.