В этом году донские потребители впервые за долгое время стали уделять больше внимания местным продуктам

«Потребительская грамотность заметно выросла, – считает кандидат социологических наук, доцент ДГТУ Антон СЕРИКОВ, руководивший проведением и трактовкой опроса. – Еще несколько лет назад на состав, место изготовления и даже сроки годности обращал внимание
Об этом свидетельствуют результаты масштабного социологического опроса, проводившегося в крупных городах Ростовской области по заказу департамента потребрынка РО – в исследовании приняли участие более полутора тысяч покупателей в Ростове, Таганроге, Азове, Шахтах и Новочеркасске.

Такие исследования проводятся на Дону не в первый раз. В прошлые годы лидером потребительского интереса становились товары, произведенные в Краснодарском крае, Москве и Московской области, сейчас же все больше стали покупать донское. Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова такие результаты объясняет не только потребительским патриотизмом, хотя и этот фактор по результатам соцопроса становится все более актуальным. Почти в два раза повысилась популярность товаров, отмеченных знаком качества «Сделано на Дону». Об этом бренде теперь знают около 40% опрошенных (еще в прошлом году – 18%). Еще 35% хотя бы слышали о донской системе оценки качества местных товаров. Теперь при сопоставимой цене почти половина опрошенных купит товар, отмеченный знаком «Сделано на Дону», а некоторые предпочтут этот товар, даже если он будет дороже аналогичных.

В этой связи интересными оказались ответы донских покупателей о результатах импортозамещения в Ростовской области: три четверти опрошенных считают, что ситуация с замещением санкционных товаров на российские у нас достаточно успешна, причем 47% уверены – с этой задачей на Дону справились полностью. Это подтверждает и анализ потребительского рынка Ростовской области: доля донских продуктов питания во многих торговых сетях сейчас достигает 30%. И, как отметила Ирина Теларова, всплеска жалоб на значительное ухудшение качества продуктов питания (особенно опасались этого в молочной и мясной продукции) за год «санкционных войн» в Ростовской области не зафиксировали. Хотя многие производители действительно несколько изменили рецептуры и составы своих товаров для сокращения издержек и под использование исключительно российского сырья.

К слову, результаты этого исследования показали: покупатели уже не так доверяют комментариям в соцсетях при выборе товара – виртуальным «экспертам» теперь верят всего 22% опрошенных. А вот этикетку пристально изучают 59% опрошенных. Также при выборе товара потребители чаще всего опираются на мнение друзей и родственников, однако ровно треть опрошенных признали – на их выбор влияют специализированные сообщения в СМИ и мнения экспертов. Рекламе верят лишь 18% опрошенных.

Информация для продавцов: более половины современных донских покупателей никогда к вам не вернутся не только из-за некачественного товара (58% опрошенных), но и из-за грубости персонала. Причем даже несоответствие заявленным в рекламе обещаниям (27%) и завышенные цены (37%) готовы прощать охотнее, чем хамство сотрудников магазина (57%) – сделайте вывод!

Также достойным результатом многолетней работы по обучению потребителей можно считать тот факт, что ровно половина опрошенных в случае нарушения стараются отстаивать свои права, причем 15% принципиально дойдут до конца. В этом им активно помогают специалисты по защите прав потребителей, которые работают в каждом муниципалитете области, причем сейчас стараются не доводить конфликтную ситуацию до изматывающего обе стороны суда, а все чаще решают проблему в досудебном порядке.

Топ нарушений в этом году остался неизменен: чаще всего недовольство потребителей вызывают ЖКХ, медицинское обслуживание и общепит. Причем треть опрошенных считают, что в Ростовской области права потребителей в целом соблюдаются, а почти половина затруднились категорично оценить ситуацию с соблюдением потребительских прав. Конкретные результаты работы по защите прав потребителей на Дону в цифрах озвучат на ставшей уже традиционной конференции 1 октября: здесь подведут первые итоги года, обсудят наиболее актуальные проблемы не только с региональными, но и федеральными чиновниками, а также оценят работу по этой теме каждого муниципалитета Ростовской области.

На региональном форуме по защите прав потребителей в очередной раз пройдет награждение победителей конкурса «Потребитель голосует «За!». Этот рейтинг также составили во время социологического исследования донских покупателей: опрашиваемые называли наиболее любимые марки товаров и услуг как местных производителей, так и из других регионов. Среди номинаций – ряд продуктов питания, поставщики услуг, также выявляли самые популярные на Дону театры, клубы, фитнес-центры, рестораны и специализированные магазины.