Впервые заговорили о безналичной оплате проезда в далеком 2002 году. В 2010-м в автобусах появились считывающие устройства, на улицах – терминалы для продажи и пополнения баланса карт. Пять лет они простояли без толку. С тех пор успели сменить собственника и даже стать предметом судебного разбирательства. В 2013 году на экстренном совещании по развитию транспортной системы Ростова губернатор области Василий Голубев потребовал к октябрю того же года исключить операции с наличными деньгами в городском общественном транспорте. В 2014-м пенсионерам и школьникам города массово выдали социальные карты. Создали «Центр ИТС» для оперативного управления системой. 

Идея понятна и разумна. Пассажир не ищет мелочь по карманам, водитель не отвлекается на поиски сдачи, бюджет точно подсчитывает количество транзакций и льготников. Бюджетную экономию, и правда, получили. Затраты муниципалитета на компенсацию расходов транспортных компаний по перевозке льготников с полным переходом этой категории пассажиров на безналичную оплату проезда сократились с 32 миллионов рублей ежемесячно до 6,5. Но и по сей день не все с «безналичкой» гладко.

Основная жалоба ростовчан – сложности с пополнением баланса карты. Сегодня в городе для этого работают 53 терминала. А необходимо, по словам руководителя «Центра ИТС» Василия Зырянова, 300-350. И для их установки нужен инвестор.

Систему, находящуюся сегодня под управлением «Центра ИТС», планируют передать в частные руки ответственного пользователя, который будет ее развивать, улучшать, вкладывать деньги и получать прибыль. Конкурсное предложение по поиску инвестора уже сформировано. Сам тендер планируют объявить в следующем году. 

На плечи инвестора ляжет и обязанность по разработке альтернативных способов пополнения баланса карты. Например, через другие платежные системы. Технически это не сложно, однако нужно решить вопрос с комиссией за переправку денег. Терминалы по приему средств (как, например, при оплате сотового) взимают процент от суммы. Его придется оплачивать либо самим льготникам, либо субсидировать из бюджета. Также есть идеи по привязке оплатной карты проезда к банковской, разработка он-лайн сервиса для пополнения баланса. Какой из способов в результате организуют, предстоит решать новому управленцу системы. 

Сегодня по карте ростовчане, не имеющие права на льготный проезд, оплачивают 16 рублей вместо 17. И все же, несмотря на выгоду и удобство, массово приобретать карты народ не спешит. Повысить привлекательность «безналички» для нельготных категорий граждан собираются за счет дифференциации тарифа по способу оплаты.  Платишь наличными – полная стоимость, по карте проезд будет на 3-5 рублей дешевле. Однако, по словам депутата Ростовской-на-Дону городской думы, члена комиссии по транспортному обслуживанию населения и дорожной деятельности Александра Фетисова, речи об увеличении стоимости проезда в транспорте не идет.

В таком случае разницу придется оплачивать из городского бюджета? Ведь представители транспортных компаний Ростова уже давно просят увеличить действующий тариф за проезд, убеждая, что он экономически не обоснован. Пока им в этом отказывают. Оплачивать еще и дифференциацию тарифа из своего кармана транспортники едва ли согласятся. 

Немало претензий у ростовчан и к работе валидаторов, установленных в автобусах.  

– Три автобуса пришлось пропустить – во всех не работали считывающие устройства для карт. Только в четвертый села, – жалуется наша читательница.

За исправность и ремонт считывающих устройств в автобусах отвечает «Центр ИТС». Неисправный аппарат мобильная ремонтная бригада может заменить прямо на линии. А вот выпускать или нет на маршрут автобус с неработающим валидатором, решает транспортное предприятие. 

С 1 октября 2015 года 50% льгота ростовским школьникам и пенсионерам предоставляется только при оплате проезда социальной транспортной картой. Если карту забыли или на ней нет денег, проезд придется оплатить полностью. А вот если в автобусе не работает считывающее устройство, просто демонстрируете водителю наличие карты и проходите в салон. Бесплатно. На возможные возражения водителя ссылайтесь на постановление департамента транспорта Ростова. При попытках возразить – смело набирайте номер «горячей линии» 253-16-22. Специалисты департамента лично разберутся с водителем.