Наша читательница Вероника З. в последние дни уходящего года купила себе зимнюю куртку. «Появился шанс отметить Новый год в горах, на сборы – полдня, бюджет ограничен. Соблазнилась вариантом в дисконт-магазине известной спортивной фирмы, – рассказывает она теперь. – Даже со скидкой модель стоила почти десять тысяч рублей, но во время примерки я заметила на рукаве дырку – продавцы мне скинули еще 15%». Дырочку Вероника зашила, но насладиться покупкой так и не смогла – в первый же день в горах на куртке разошлась молния.
Отпуск – подпорчен, денег – жалко. Но в магазине на все претензии девушке ответили: «Вы же покупали товар с браком, да и какая гарантия на молнии?»
– В этой ситуации продавцы неправы, – уверен юрист по защите прав потребителей Алексей ВЕЛИЧКО. – Во-первых, в чеке покупательницы указана точная причина уценки. Во-вторых, даже на молнии и заклепки распространяется гарантийный срок.
По российскому законодательству продавец не имеет права устанавливать меньший гарантийный срок на качественный товар, даже если вы его приобретаете по акции или в «скидочном» дисконт-магазине. Такое возможно – по договоренности с покупателем! – при продаже уцененного товара из-за незначительного и не влияющего на функционал товара брака. Но и в этом случае гарантия на остальные детали товара сохраняется, и полностью отказать в гарантийном обслуживании уцененного товара в магазине не имеют права.
Аргумент об отсутствии гарантии на «детали интенсивного использования» тоже спорный. Действительно, изготовитель имеет право сократить гарантийный срок на комплектующие: обычно это декоративные украшения, фурнитура, застежки, ручки или колеса чемоданов – на эти детали устанавливается не менее 30 дней гарантии. Отдельно может упоминаться о составляющих товара, замена которых требует незначительного ремонта, например, набоек на обуви или брелка застежки-молнии – на них могут установить срок гарантии в 14 дней. Если же упоминаний об этом в договоре нет, на такие составляющие распространяется общий гарантийный срок. В документах на вашу покупку вовсе нет упоминания о сроке гарантийного обслуживания? Тогда по ст. 19 ФЗ «О защите прав потребителей» претензии к качеству товара предъявляются в «разумный срок» не более двух лет.
…На этикетке куртки, которую сохранила Вероника, никакой информации о гарантийном сроке мы не нашли. Однако на сайте фирмы-производителя обнаружили искомую информацию: гарантия на изделия этой марки – 1 год, особых условий даже по поводу фурнитуры там указано не было. Значит, можно возвращаться в магазин и требовать – на выбор – ремонта изделия, замены или возврата денег. После проверки качества товара магазин обязан предоставить акт, и если причина не в нарушениях эксплуатации, выполнить требование покупателя.
Но так как с продавцами у нашей читательницы и так было не особо приятное общение, она выбрала другой вариант. Вероника связалась с российским представительством изготовителя, ведь ответственность за качество товара перед покупателями он несет наравне с продавцом. Девушка честно описала: купила со скидкой и уценкой, приложила к письму фотографии чека и самой куртки. На удивление, ответ оказался в электронной почте уже на следующий день – известный производитель более трепетно относится к своим покупателям, чем их торговые представители.
В ответном письме перед Вероникой извинились за брак – это оказалась не первая жалоба на качество молнии в этой модели куртки. Ей предложили вернуть некачественный товар в магазин, а на сумму покупки найти себе обнову на сайте изготовителя. Нашу читательницу это предложение устроило: теперь вместо «дисконт-уцененной» куртки у нее появились модные ботинки.