Диетологи недавно реабилитировали мороженое и признали его не только полезным лакомством даже для желающих похудеть, но и одним из самых эффективных способов перенести летний зной. Вот только это должно быть правильное мороженое

Коллаж Алексея ЗАХАРОВА

Так, есть состоящее исключительно из молочных жиров – молочное, «изготовленное из молочных составных продуктов» – в составе не менее 50 % молочных жиров, а есть «изготовленное из молокосодержащих продуктов», в котором более половины жиров – растительного происхождения. 

Именно на эти слова на этикетке приглянувшегося вам лакомства советует в первую очередь обращать внимание инженер-технолог молочной продукции Светлана Азарова. «Сейчас можно продавать мороженое, изготовленное без капли молока, – поясняет она. – Разумеется, есть специальные виды мороженого для тех, кто не переносит молочные жиры, но это редкость. Чаще всего производители просто замещают хотя бы часть дорогих молочных жиров более дешевыми растительными – запрещено это лишь в продукции, изготовленной по требованиям ГОСТа. Если хотите мороженое «как в детстве» – ищите на упаковке этот знак». 

Кроме торговой марки и названия мороженого, производитель обязан указать сорт по массовой доле жира: молочное – не более 7,5 % жира, сливочное – от 8 до 11,5 % жира и пломбир – не менее 12 % молочного жира. За несоответствие состава продукта этому описанию производитель несет серьезную административную ответственность. Поэтому юлит: на упаковке можно найти и «сливочно-растительное», и «растительно-молочное» мороженое – все это лишь молокосодержащие продукты. 

«На само название мороженого не обращайте особого внимания. Ту же «Лакомку» или «Ленинградское» делают десятки производителей. Главное – информация на этикетке, – уверена продавец-консультант и одновременно многодетная мама Снежана Яросько. – Правда о продукте кроется именно там». Этикетка обязана быть даже на вафельном стаканчике без упаковки. И нам, потребителям, важны все строчки этой информации: не только сорт и вид мороженого, но и полный состав, а также пищевая ценность, место производства, срок годности и дата изготовления. 

В составе изучаем количество ингредиентов и в каком порядке они расположены – чем ближе к началу, тем больше этого ингредиента в продукте. Например, если «вода питьевая» стоит в списке раньше, чем «молоко» – перед вами как минимум продукт из «порошкового» молока. Обращаем внимание на пищевые добавки: полностью без загустителей и консервантов найти сейчас мороженое нереально, но лучше выбрать натуральные: агар-агар, желатин, лецитин и пектин. При этом шоколадное мороженое, разумеется, обязано в составе иметь какао-порошок, а лучше – какао-масло. 

Особенно осторожным нужно быть с красителями. Запрещенные к обороту в России красители в мороженом вряд ли будут, зато есть «спорные». «Если мороженое содержит красители азорубин E122, желтый хинолиновый E104, желтый «солнечный закат» FCF E110, красный очаровательный AC E129, понсо 4R E124 и тартразин E102, то на упаковку должна наноситься предупреждающая надпись: «Содержит краситель, который может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей», – обращают внимание специалисты Роспотребнадзора. – Если не верите в честность производителя, лучше приобретайте нецветное мороженое. Но помните: белоснежным молочное мороженое не бывает, оно светло-кремового цвета».

На натуральность выбранного вами мороженого должна указать и энергетическая ценность продукта. 100 грамм натурального «ГОСТовского» сливочного мороженого – это 179 ккал, из которых 3,3 г – белки, 10 г – жиры и 19-20 г. – углеводы. Натуральное молочное мороженое – это 126 ккал, где 3,2 г белков, 3, 5 г – жиры и 21,3 г – углеводы. Разумеется, при изготовлении продукта по ТУ этот состав может меняться, но несущественно, если производитель заявляет об использовании только натуральных ингредиентов. 

Обращайте внимание на место производства мороженого: в этом случае важен «потребительский патриотизм» – чем дальше находится завод-изготовитель, тем больше шансов на нарушения условий хранения при транспортировке. Важен и срок годности мороженого: три-шесть месяцев молочный продукт без огромного количества консервантов храниться не может. 

Важный момент – дата производства: чем дольше хранилось мороженое (и не факт, что в идеальных условиях), тем больше риск купить испорченный продукт. Ведь если за это время произошел перепад температур при сбое холодильного оборудования или же уже на пороге магазина коробки оставили на солнце хотя бы на полчаса – мороженое начнет таять. Из-за этого может испортиться и внешний вид мороженого, а при повторной заморозке – вкус. А еще в сладкой молочной среде могут развиться болезнетворные бактерии, ведь даже в вакуумной упаковке этот товар не стерилен. Выявить такое мороженое поможет его форма: идеально «слепить» уже подтаявший брикет не получится – вмятины или изгибы укажут на нарушения хранения. Осторожно потрясите пакетик с мороженым: снег или льдинки, а также отколовшаяся глазурь также укажут на резкие смены температур продукта. 


Такая же информация для потребителя должна быть предоставлена для покупателя уличными продавцами мороженого по первому вашему требованию. Однако в этом случае есть ряд требований и к торговому месту: сам лоток с мороженым обязан размещаться под солнцезащитным зонтом, а продавец обязан быть в головном уборе и носить фирменный знак торгующей организации. Если вы приобретаете мороженое на развес, то обратите внимание: у каждого вида мороженого должен быть своя ложка или лопатка, а набирать его вам в стаканчик продавец обязан в одноразовых перчатках.