Марш-бросок перед 1 сентября остался в прошлом – ребенок пошел в школу. Родителям можно успокоиться? Не совсем: чтобы посреди учебной недели не случилось неприятного сюрприза в виде порванного портфеля или прохудившихся кроссовок, после первых недель эксплуатации весь школьный ассортимент стоит проинспектировать на качество.




 Тем более что для многих из купленных накануне учебного года товаров еще не истек гарантийный срок. На что обратить внимание?

Вечных товаров не бывает, особенно если их используют дети: даже качественные ботинки или рюкзак активный школьник может «ушатать» за несколько недель. Но отличить «нарушения эксплуатации товара» от заводского брака, который можно потребовать исправить по гарантии, реально.

Обувь

После первых недель носки ботинок или туфелек изу­чите швы: уже истертые или порванные нитки, продавленные строчки – признак брака. Часто страдают каблуки и подошвы – это еще и опасно для осанки ребенка. В некачественной кожаной обуви может отслоиться краска или верхний слой покрытия. Важно и мнение самого школьника: насколько ему удобна обувь, не потеют ли ноги – это тоже может быть признаком несоответствия товара санитарным нормам.

Форма

На некачественный краситель у ребенка возможна аллергия, а под не соответствующей требованию воздухопроводимости тканью – потница. Такую одежду срочно нужно возвращать в магазин! После стирки некачественная ткань линяет, слабые швы могут порваться. Если вы уверены, что в точности соблюдали указанные на этикетке требования по температуре воды и скорости отжима, а штаны или платье потеряли свою форму – проблема именно в качестве товара.

Портфель

Застежки, молнии и липучки должны легко застегиваться. Особое внимание на лямки и швы крепления – никаких деформаций на качественном изделии за это время появиться не может. Оцените целостность материала: ткань или кожа не должны пузыриться, а мягкие вкладыши и резиновые амортизаторы обязаны находиться на своих местах, не сбиваясь под тканью в комок.

Если обнаружили брак

Пишите жалобу в двух экземплярах: на одном из них требуйте проставить дату, подпись принявшего и штамп организации и сохраните у себя.

По вашей жалобе продавец или производитель проведут экспертизу товара. Закон отводит на эти мероприятия 7–20 дней, в зависимости от ваших требований и сложности экспертизы. Вы имеете право присутствовать на этой оценке – если хотите, укажите это в заявлении

Если по итогам собственной проверки продавец отказывается вам вернуть деньги, а вы не согласны с его выводами, обращайтесь к независимой экспертизе, но помните: стоимость услуг эксперта, скорее всего, вы сможете вернуть лишь через суд.

В случае обнаружения дефекта товара во время гарантийного срока вы имеете право потребовать или бесплатный ремонт, или частичную компенсацию стоимости товара. А вот возвратить уже бывшую в употреблении вещь будет куда сложнее. Есть ст. 503 ГК РФ, которая запрещает продавца удерживать средства за пользование некачественным товаром, но принудить к исполнению ее продавцом чаще всего можно лишь через суд.

Когда можно предъявить претензии?

Согласно ст. 19 ФЗ «О защите прав потребителей» покупатели имеют право потребовать от продавца или производителя бесплатно устранить недостатки, которые обнаружены в течение гарантийного срока. Информация об этом в обязательном порядке должна быть на этикетке товара – этого требует ст. 10 этого же закона. Если производитель эти сроки не установил – ему же хуже: в таком случае вы можете предъявить свои претензии в «разумный срок» в пределах двух лет.

В вопросе гарантийного срока есть подвох: производитель имеет право устанавливать различные сроки на основной товар и его комплектующие, но об этом обязан уведомить покупателя на этикетке или дополнительным листком-вкладышем. Но даже в этом случае должен предоставить возможность замены этих деталей, если от этих комплектующих зависит работа основного изделия.

Обратите внимание: для предъявления претензии по купленному товару наличие товарного чека не является обязательным условием – это лишь упростит задачу. Доказать покупку именно в этом магазине вы можете с помощью свидетелей, или же потребовав предоставить видеозапись с камеры наблюдения – они есть почти в каждом магазине. Срок годности и гарантийный срок начинают действовать на товар со дня покупки, и лишь если эту дату невозможно установить или вы решили предъявить претензию не продавцу, а производителю, – со дня изготовления. Для сезонных товаров, например, осенней обуви, гарантийный срок наступает с определенного субъектом России срока: по постановлению правительства РО от 25.10.2012 № 972 на Дону осень наступает лишь 15 сентября! Важно: на этикетках таких товаров не должно быть указано «демисезонные» – к таким данное условие сезонности не подходит.