Игрушки радуют и занимают наших детей, учат их жить. А еще это большой беспроигрышный бизнес.

Гармошку «как у крокодила Гены» в наших магазинах найти практически невозможно...

С такими размышлениями я ходила по детским магазинам в поисках игрушечной механической гармошки для сына (чтоб была как у крокодила Гены), а натыкалась почти везде на один и тот же совет продавцов: «Такого товара у нас нет. Возьмите спиннер. Сейчас дети без них жить не могут».

Спиннеры (от сотни рублей до тысячи) завладели умами детей и подростков. Это небольшие крутящиеся штучки, похожие на пропеллер, в центре которых расположены подшипники. Крутят их, зажимая между пальцами, устанавливая на лбу, носу и т. д. Они могут быть с музыкой, подсветкой. Форма у них бывает разная. 

– Наверное, еще месяц-другой ажиотаж продержится, – рассказывает Елена, продавец магазина «Алфея» в ТЦ «Площадь». – Так, например, примерно год назад с резиночками было, когда каждая девочка из них что-нибудь плела.

Еще, по словам Елены, спросом пользуются коллекционные игрушки (серии «Монстр Хай», «Моана», «Алиса в стране чудес» (от 2,5 до 4 тысяч рублей). В общем, все то, что показывают в мультиках, фильмах и, конечно, рекламе. Стоит выйти на экран чему-то новому, и к прилавкам начинается паломничество  родителей за прообразами мультяшных или киношных персонажей. Нередко мамы с папами даже в коробки не заглядывают, когда приобретают заветный заказ сына или дочери. Вывод очевиден: маркетинговая стратегия производителей игрушек отлажена как надо. Но надо ли это нам? С этим вопросом я обратилась к разным специалистам, и вот что они ответили.

Владелица детского сада «Разумейка» Татьяна Штайдо:

– В детский сад мы закупаем деревянные развивающие игрушки, как классические (кубики, пирамидки), так и современные игровые наборы, например, тортики и пирожные, состоящие из большого количества деталей, деревянные кукольные домики с наполнением. Покупаем также монтессори-материалы для создания тематических зон и монтессори-среды в учебной комнате. Такие игрушки экологичны, долговечны, приятны на ощупь и полезны для тактильных ощущений деток. Их можно обрабатывать механически и дезинфицирующими растворами.

Дома мы с супругом формируем отдельную игротеку каждому из наших детей, исходя из его предпочтений. Например, старшая дочь любит рисовать, лепить и читать книги. Это было заметно с 8 месяцев. Мы постоянно покупали разнообразные пальчиковые краски, специальный пластилин для детей до 3 лет, творческие наборы соответственно ее возрасту и таким образом смогли раскрыть ее природные художественные способности. Сейчас она оформляет все наши детские сады. 

Вообще же, ребенку ничего не сможет заменить общение с родителями. Покупайте книги и читайте их ребенку. Хотя бы перед сном.

Ольга, педиатр:

– Я бы разделила все игрушки на полезные и опасные. В раннем детском возрасте хороши деревянные изделия с шариками, бусинами и другими закрепленными деталями разной формы. Хороши развивающие коврики, а также игрушки со шнуровками, замочками, крутящимися моментами. В общем, все то, что адаптирует маленького человека к быту. И потом, они очень привлекательны для деток. 
Опасны игрушки с мелкими деталями, особенно магнитными. Если дети их глотают, магниты могут соединиться внутри, и без операции тогда не обойдешься. Плохи игрушки с музыкой – их не постираешь. И еще, не рекомендую покупать ничего сверх-яркого или красящего. В таких игрушках наверняка есть вредные вещества.

Людмила Попова, семейный психолог:

– Все игрушки, как и игры, должны готовить человека к жизни, прежде всего его тело. О чем идет речь? Ребенок рождается с готовым набором функциональных систем мозга, а связи между ними формируются после рождения. И от того, насколько в процессе воспитания и обучения  учитываются индивидуальные особенности  ребенка, зависит то, какая (положительная или отрицательная) социально ориентированная личность сформируется в конечном счете.

При этом избыток и недостаток  раздражителей одинаково губителен для развивающегося мозга.  Первый год жизни – самый значимый.  Главное – чтобы  новые ощущения,  которые  испытывает младенец, были разнообразны  и не одновременны.  Выбирайте игрушки, разные по форме и на ощупь (мягкие, твердые, гладкие, шуршащие), крутящиеся, с музыкой, издающие всякие звуки.

При этом игрушки и вся информация, которая поступает к маленькому человечку извне, должны иметь в жизни реальный прототип (зайчик как зайчик; яблоко – красное, желтое или зеленое и т. д.).  Так формируется критичность мышления, когда мозг может отличить  в жизни правду от вымысла.  И став взрослым, сталкиваясь в жизни с разными объектами, случаями, он будет узнавать их и понимать, что с ними делать (мозг «выдаст» верные решения). Поэтому нельзя, чтобы ребенок (особенно до года) находился рядом с телевизором. То же – компьютерные игры. Они уводят своими образами ребенка из реальной действительности. Мозг получает информацию, а соотнести ее не с чем – нет опыта. И человек теряется в реальной жизни.

Современные средства связи и быта не должны заменять конструкторы и посудку. И если в 3–5 лет ребенок не наигрался с игрушками (а в этот период формируются психические функции, связанные с манипулированием предметами), то дальше он будет стараться всю жизнь манипулировать людьми. 3–5 лет – прекрасный возраст, чтобы научить ребенка в игровой форме пользоваться вилкой и ножом, наводить порядок в шкафчике и так далее. А поэтому и игрушки должны быть такими, чтобы удобно умещались в ручке.

Играйте с малышами – пусть у них формируются навыки. Покупайте машинки, которые ребенок толкает взад-вперед, что-то на них перевозит, а не те, которые сами ездят при нажатии на кнопку. Полезны пупсики, которых переодевают, кормят, учат ходить. Хороши конструкторы, кубики, пазлы. Игрушки могут ограничивать фантазию и поисковую активность ребенка. Например, кукла живет в домике, где все есть, и ничего делать не надо,  и девочка (женщина ) потом продолжает жить так же.

В 3 – 5 лет ребенок соотносит игрушку с собой. «Я – машинка». В 5–7 лет ребенок уже в роли водителя машинки. С 5 до 7 лет  проигрываются все социальные роли, в том числе сексуальные, поэтому играйте в дочки-матери,  в профессии, знакомые ребенку: доктора, учителя, тренера…

Только с 7 лет ребенок может выполнять произвольные действия (то, что требуется), а игрушки начинают выступать своего рода талисманом. И неважно, сколько у вас медведей, если ребенок хочет еще одного, значит, он ему нужен. Только выбор игрушки должен быть осознанным, идти от души. Игрушки не должны быть трофеем, получаемым раз в неделю.

И не говорите детям «нет». Как? Не провоцируйте их, исключив все, что вы не хотите видеть в их жизни. Не демонстрируйте ребенку употребление алкоголя, и он вряд ли станет алкоголиком. Сказав же: «Нет, не пробуй» – вы провоцируете выброс адреналина, формируете очаг возбуждения. Он остается в коре головного мозга и будет всегда затруднять выбор даже ставшего взрослым человека, ведь его будет тянуть к не съеденному когда-то пирожку, не купленному мотоциклу, тому же алкоголю. Только ребенок, который вырос в атмосфере позитива, взаимопонимания, который привык доверять своим ощущениям, во взрослом состоянии сможет принимать те решения, которые близки именно ему. Он критичен, уверен в себе, его волей  невозможно управлять, а это – гарантия безопасности.

Формируйте у своего ребенка правильный вкус и предпочтения с самого рождения. Находите время, когда будете принадлежать только детям (хотя бы пять минут в день). Заботьтесь о мире и благоденствии в семье. И тогда ваш ребенок обязательно выберет ту игрушку, которая будет ему полезна.

P.S. Обойдя восемь торговых точек, я купила гармошку на Нахичеванском рынке. Такую же, как у крокодила Гены. А вот мои знакомые эту игрушку заказали на Урале. Гармошка – не спиннер – была в единственном экземпляре. А жаль! Маркетинг маркетингом, а детей хочется вырастить нормальными людьми...