К середине ноября 2017 года на суд ростовчан будет представлена схема велосипедных маршрутов донской столицы. Протяженность ее вырастет до 32 км. Разработчик схемы – компания «Веловод», победившая в конкурсе, объявленном дирекцией по строительству объектов транспортной инфраструктуры.

По имеющейся информации, до 60 % ростовчан, ведущих здоровый образ жизни, хотели бы ездить на работу на велосипеде. Однако пока это только мечты.

Общая протяженность официальных велодорожек в Ростове – всего 7 км. Но и они редко используются велосипедистами по прямому назначению, поскольку часто заняты под парковки автомобилей. Потому любителям велосипедов часто приходится ездить по тротуарам, что вызывает негодование пешеходов.

По замыслу разработчиков, на начальном этапе развития инфраструктура велодвижения Ростова нуждается не менее чем в 32 км велодорожек. Они должны соединить отдельные районы донской столицы – Северный, Западный, Александровку, Сельмаш – с центром города. Если дорожки будут непрерывны, добраться до работы на велосипеде будет вполне реально. С помощью специалистов из департамента автодорог разработчики компании «Веловод» выбрали наиболее востребованные ростовчанами маршруты для велосипедистов. По мере развития в Ростове велосипедной инфраструктуры эти «магистральные» пути обрастут новыми велодорожками, считают разработчики.

Какими будут дорожки для велосипедистов – прорезиненными или асфальтовыми, будут ли они отличаться по цвету от тротуара и проезжей части – решать разработчикам и финансистам. Во сколько именно обойдется обустройство всей инфраструктуры – велодорожек, велопарковок и мест для ремонта – пока неизвестно. Однако есть информация, что в городском бюджете на 2018 год на эти цели уже заложено финансирование.

В ЮНЕСКО рекомендуют использовать до 20 % от транспортных расходов городской казны на обустройство пешеходных и велосипедных дорожек. В российских регионах (не городах!) эта цифра в лучшем случае дотягивает до 1 %…

Опыт таких стран, как Нидерланды, Дания, Великобритания, где велосипедное движение давно превратилось для граждан в образ жизни, убеждает в том, что езда на велосипеде – большая экономия для бюджета. В Копенгагене, например, где на велосипедах ежедневно ездят в школу, на работу более 40 % населения, ежегодно экономится около 240 миллионов евро на здравоохранение. Здесь уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний намного ниже, чем в странах, где люди ведут малоподвижный образ жизни. В Амстердаме с его миллионным населением большинство горожан предпочитают велосипед автомобилю и трамваю, даже если до работы – 10 км. Зато в историческом центре голландской столицы практически нет пробок, а воздух на удивление чист. Не говоря о том, что голландцы – одна из самых здоровых наций Европы.

Первые шаги по созданию велоинфраструктуры делаются в Москве, где велодорожки обустраивают одновременно с реконструкцией тротуаров. Около станций метро, возле кафе установлены 10 000 велосипедных парковок. Велосипед, кстати, можно не только оставить, но и взять на такой парковке напрокат за весьма умеренную плату.

Надо надеяться, что уже в следующем году в Ростове начнется строительство велодорожек с тем, чтобы все желающие смогли добраться до работы на велосипеде.