Что ни говорите, а покупки всегда приятны. А когда в магазинах и торговых центрах столько всего, соблазн купить новую вещь увеличивается.

Причем не одну, а сразу несколько вещей (и лишь потом задумываться: к чему были лишние траты?). Увы, таково общество потребления. Так почему зачастую покупки выходят за рамки бюджета? Что заставляет потребителей покупать все больше и дороже? Чтобы находить ответы на непростые вопросы, Донская государственная публичная библиотека сделала новый проект, посвященный Году науки и технологий. И пригласила потребителей на научно-популярное ток-шоу «Разберем на атомы: потребление». Его вели - Яна Храповицкая, директор департамента продаж и маркетинга ИНПК Девелопмент и Юлия Лахно, магистр психологии, кандидат экономических наук, специалист по обучению и развитию.

- Зачем мы покупаем новое, к примеру, платье, если у нас много одежды? - спрашивает Юлия участников ток-шоу.

Кто-то считает: чтобы следовать направлению моды, кто-то - чтобы поднять себе настроение, снять стресс. Ответы - самые разные. Однако нужна ли очередная новая покупка? Зачастую купленная вещь просто забывается. Потом отдается в какой-то из благотворительных фондов, родственникам, знакомым. А то и вообще отправляется в мусорную корзину. Как показывает мировая практика, ежегодно на свалку попадает 20 млн. тонн вещей. Только жители Гонконга каждый год отправляют, скажем, в мусорку более 200 тонн всевозможных изделий.

Желание приобретать много всего - одна из черт общества потребления. А новые возможности быстро попадают в разряд привязанностей. Это и желание людей ездить на автомобилях, покупать новые айфоны и смартфоны и многое другое. Помните Робина Бобина, героя детского стихотворения? Он ел все подряд. Так и мы приобретаем вещи или всевозможные продукты, не задумываясь над тем, а нужны ли они нам в таком количестве?

- Есть общество потребления, а есть его участник-потребитель, - напоминает Юлия. - И у каждого свои потребности.

Но, если коснуться проблемы глубже, то , наверное, нам самим следует задать вопрос: зачем я покупаю это(платье, пирожное, айфон…). Это для меня главное? Насколько это соответствует моим целям? Вопросы, на которые каждый должен ответить себе сам.

Яна Храповицкая рассказывает о маркетинговых ходах.
Яна Храповицкая рассказывает о маркетинговых ходах.

Яна Храповицкая рассказала о шоппинге как отдельном виде удовольствия. И правда, для многих шоппинг подобен «познавательно-покупательской» экскурсии. Ходить по магазинам, любоваться модными вещами, наконец, приобрести заветную кофточку или блузу - разве не удовольствие? Тут, хочешь не хочешь, вспомнишь о маркетинге. Задача которого и состоит в том, чтобы подталкивать людей к покупкам. Маркетологи всего мира пытаются понять, чего больше всего хотят люди. И не только понять, но и повлиять на их выбор, вкусы. Часто это делается через создание привлекательного образа. Это может быть образ блогера, путешественника и т. д. Есть и понятие здорового образа жизни. Соответственно ЗОЖ - продукты, вода, витамины. Если постоянно натыкаться на информацию, статьи о них в СМИ, Интернете, то поневоле что-нибудь из таких «особых» продуктов и витаминов купишь. Поэтому к такого рода публикациям Яна Храповицкая просит относиться поаккуратней. Поскольку это обычный маркетинговый трюк.

Любой образ имеет ряд атрибутов, начиная от возраста, внешности и заканчивая образом жизни. Так или иначе мы примеряем на себя тот или иной образ и покупаем вещи, которые с ним ассоциируются. Приобретая ту или иную вещь, следует проанализировать, что именно вы покупаете, исходя из своего образа, а что - «вслепую».

Попав в магазин, мы обязательно изучим ценник со скидкой. Как вы думаете, почему скидки заставляют нас покупать больше вещей, продуктов? Мы хотим сэкономить, обезопасить себя от лишних трат. Поскольку внутренний голос говорит: сейчас не купишь, потом купишь дороже. Продавцы давно поняли, что если к любому товару приклеить ярлык


«Скидка», то спрос на него в разы увеличится, и неважно, действительно ли снизили цену или предварительно подняли ее. Поэтому скидки «работают» всегда. Как и призывы про последний день скидок, «выгодные предложения». Запомните, не бывает «выгодных предложений». Бывает конкуренция и стремление маркетологов всевозможными способами продвинуть товар.

Дисконтные карты. Если пройтись по ценам, сравнить их с ценами в других магазинах, легко понять, что ни одна дисконтная карта не дает преимущества. Так же, как и «хит продаж». Это - всего лишь товар, который магазину нужно реализовать. И не факт, что он лучшего качества. Упаковка продуктов с многообещающими скидками на этот самый продукт, которая принесет вам экономию средств, тоже уловка маркетинга.

Помните, что не цена должна определять покупки, а ваши потребности, причем соответствующие вашим возможностям и предпочтениям.


Пять советов специалиста, как сэкономить на покупках

1. Перед походам в магазин составляйте заранее продуманный список товаров, которые вам необходимо купить. Если в магазине вы обратили внимание на красивую вещь, которой нет в вашем списке, не задерживайтесь рядом с ней - проходите мимо.

2. Возьмите с собой столько денег, сколько рассчитываете потратить. Тогда у вас не будет соблазна купить «что-то не то».

3. Научитесь округлять цену в большую сторону. Если на ценнике того или иного товара вы увидите 199 рублей, просто скажите себе, что он стоит 200 рублей. Сравнивая цены, вы научитесь быть более экономными и прагматичными.

4. Не верьте скидкам. Товар, который вам предлагается со скидкой, на другом сайте может оказаться намного дешевле. Или подождите два-три дня, пока цена снизится еще.

5. Не покупайте предлагаемые магазином продуктовые наборы, если, предположим, из трех продуктов в них вам нужен только один. Лучше приобретать такой продукт отдельно. Это обойдется дешевле.