«Хуже учителя природа никого не создала». Так ответили дети на один из вопросов на занятии, посвященном правам ребенка. Проводили занятие тренеры по образованию в области прав человека из независимой правозащитной организации «Международная амнистия».

Ученикам предложили самим разобрать конфликтные ситуации, которые возникают у них с педагогами. Вывод смотрите вначале. А затем тренеры попросили детей записать на карточках все свои обиды и составить из них пирамиду. На вершине должен был быть самый значимый конфликт, а внизу — мелкие, незначительные. Ребята очень долго анализировали, обсуждали, даже спорили: какой конфликт — главный, а какие — не очень. В итоге они поняли, что чаще правота была все-таки не на их стороне, а на стороне учителя. И пришли к выводу: «Несчастнее учителя природа никого не создала».

Подобный тренинг — лишь одна из форм работы, которую практикуют специалисты «Международной амнистии». Не так давно в Ростове они проводили образовательный курс для уполномоченных по правам ребенка, которые с 1 сентября появятся во многих школах нашей области.

Сам факт существования у нас института школьных уполномоченных координатор проекта Анна Ванина считает уникальным:

­Далеко не во всех регионах России задумываются о том, чтобы действенно защищать права детей. Наша методика позволяет в доступной форме рассказать о достаточно сложных понятиях, относящихся к области прав человека. Опыт жизни нашего общества не содержит безусловного уважения к праву. Гражданская активность, желание отстаивать собственную позицию свойственно не многим. Взрослые люди и не подозревают порой об имеющихся у них правах, равно как о правах и других людей.

­Вы говорите о юридической безграмотности?

­Не совсем. Закон может прочитать каждый, а вот понять? Даже обучив юридической грамоте, нельзя быть уверенным, что человек станет уважать права другого, выразит готовность защищать их. Это нужно воспитывать с детства. Собственно, задача в том и состоит, чтобы закладывать фундамент для будущего правового государства. И этот фундамент — воспитание детей в атмосфере уважения к праву. Мы стараемся объяснить: если у вас есть право, то оно есть и у другого человека. И ваше право заканчивается там, где начинается право другого.

­Значит, те ребята, которые строили «пирамиду из обид», поняли, где начинается чужое право?

­И уважение к другому человеку у них тоже стало просыпаться. И — сочувствие. Надо сказать и о другом очень важном моменте: о гражданской активности. Если человек не остался равнодушен к чужой беде, заступился за того, кого обижают, это уже активная гражданская позиция. Вот это нужно всячески закреплять у детей. Кстати, в жизни на самом деле очень много возможностей для ее проявления. Этому помогают совместные проекты «учитель­ученик». Объединяются ради общей цели учителя, ученики, родители. Они становятся единомышленниками. Только цель нужно выбирать значимую, а не ради игры какой. Может быть, это будет борьба за сохранение природы в вашем микрорайоне или населенном пункте. Или — решение проблемы свободного времени молодежи, которая проводит его на лавочках и в подъездах… Задача взрослых — не мешать младшим проявлять инициативу. Дайте детям принимать самостоятельные решения!

­Какая главная цель ставится перед школьными уполномоченными по правам ребенка?

­Выстроить отношения на доверии. Без этого не будет иметь смысла ни просветительская работа, ни юридический всеобуч. Ведь эти люди уполномочены защищать детей. Очень важно, чтобы школьники это поняли и поверили в это.