
«Хуже учителя природа никого не создала». Так ответили дети на один из вопросов на занятии, посвященном правам ребенка. Проводили занятие тренеры по образованию в области прав человека из независимой правозащитной организации «Международная амнистия».
Ученикам предложили самим разобрать конфликтные ситуации, которые возникают у них с педагогами. Вывод смотрите вначале. А затем тренеры попросили детей записать на карточках все свои обиды и составить из них пирамиду. На вершине должен был быть самый значимый конфликт, а внизу мелкие, незначительные. Ребята очень долго анализировали, обсуждали, даже спорили: какой конфликт главный, а какие не очень. В итоге они поняли, что чаще правота была все-таки не на их стороне, а на стороне учителя. И пришли к выводу: «Несчастнее учителя природа никого не создала».
Подобный тренинг лишь одна из форм работы, которую практикуют специалисты «Международной амнистии». Не так давно в Ростове они проводили образовательный курс для уполномоченных по правам ребенка, которые с 1 сентября появятся во многих школах нашей области.
Сам факт существования у нас института школьных уполномоченных координатор проекта Анна Ванина считает уникальным:
Далеко не во всех регионах России задумываются о том, чтобы действенно защищать права детей. Наша методика позволяет в доступной форме рассказать о достаточно сложных понятиях, относящихся к области прав человека. Опыт жизни нашего общества не содержит безусловного уважения к праву. Гражданская активность, желание отстаивать собственную позицию свойственно не многим. Взрослые люди и не подозревают порой об имеющихся у них правах, равно как о правах и других людей.
Вы говорите о юридической безграмотности?
Не совсем. Закон может прочитать каждый, а вот понять? Даже обучив юридической грамоте, нельзя быть уверенным, что человек станет уважать права другого, выразит готовность защищать их. Это нужно воспитывать с детства. Собственно, задача в том и состоит, чтобы закладывать фундамент для будущего правового государства. И этот фундамент воспитание детей в атмосфере уважения к праву. Мы стараемся объяснить: если у вас есть право, то оно есть и у другого человека. И ваше право заканчивается там, где начинается право другого.
Значит, те ребята, которые строили «пирамиду из обид», поняли, где начинается чужое право?
И уважение к другому человеку у них тоже стало просыпаться. И сочувствие. Надо сказать и о другом очень важном моменте: о гражданской активности. Если человек не остался равнодушен к чужой беде, заступился за того, кого обижают, это уже активная гражданская позиция. Вот это нужно всячески закреплять у детей. Кстати, в жизни на самом деле очень много возможностей для ее проявления. Этому помогают совместные проекты «учительученик». Объединяются ради общей цели учителя, ученики, родители. Они становятся единомышленниками. Только цель нужно выбирать значимую, а не ради игры какой. Может быть, это будет борьба за сохранение природы в вашем микрорайоне или населенном пункте. Или решение проблемы свободного времени молодежи, которая проводит его на лавочках и в подъездах Задача взрослых не мешать младшим проявлять инициативу. Дайте детям принимать самостоятельные решения!
Какая главная цель ставится перед школьными уполномоченными по правам ребенка?
Выстроить отношения на доверии. Без этого не будет иметь смысла ни просветительская работа, ни юридический всеобуч. Ведь эти люди уполномочены защищать детей. Очень важно, чтобы школьники это поняли и поверили в это.
