Все мы могли бы прожить более яркую жизнь, зная свои «информационные траектории», считает наука соционика.
Современная культура предлагает нам опаснейшую иллюзию миф о «человеке успешном». Он может все, стоит лишь постараться. Он оперирует фразами вроде: «Не получается? Потому, что ты слабак. Сделай усилие!». Книги, фильмы, телепередачи, да и мы сами воздействуем на себя, проводя воспитательную работу: «Он поступил на юрфак, а я чем хуже?». «Хотел бы я рисовать, да надо серьезной профессии обучиться, а то на что жить буду?».
Универсальный, совершенный человек мечта, томившая мир еще со времен Возрождения. Но на практике хозяевами жизни становятся те, кто знает свои слабые стороны. Мы должны быть разными таков закон природы, обеспечивающий выживание вида.
Подвести теоретическую основу под тезис «все люди различны» взяла на себя смелость соционика.
Ее называют еще «информационной психологией», рассказывает руководитель ростовского филиала московской «Школы прикладной соционики Е.А. Удаловой» Алексей Соловьев. Соционическая теория основана на открытиях классика психиатрии Карла Густава Юнга. Он предположил, что люди совершенно поразному воспринимают информацию окружающего мира. И разделил их на психологические типы, которые описал в книге, именно так и названной.
Труд «Психологические типы» вышел в свет в 1920 году. А почти через полвека, в 1968м, теорию Юнга подхватила эстонская исследовательница Аушра Аугустанавичюте, создав прикладную соционику.
ДВА сотрудника одной фирмы, одетые в типовую одежду, внутренне различны: первый панически боится работы с бумажками, а второй шутя разберет документы за себя и за товарища.
Ученый общается из года в год с несколькими коллегами и доволен этим. А беспокойный жизнелюб хочет уже «к завтраку пару свежих» знакомств. Поменяй их местами, что будет?
Часто в должностных инструкция пишут, что человек должен работать с документами, уметь общаться с людьми, рассказывает Алексей. То есть его обязанности предполагают, что и в том, и в другом он должен быть успешен одинаково. На деле лишь в одной какойто сфере он будет на своем месте. А в другой ему придется либо перенапрягаться, либо халтурить. Либо то и другое вместе.
Это потому, объясняет Алексей, что речь идет о двух разных людях. В соционике их называют «логик» и «этик». Логик тот, для кого на первом месте стоит железный порядок в информации. Этик человек с тонким психологическим чутьем. Бардак в документах ему не доставляет дискомфорта, а порядок радости. Человек, контакт, сопереживание вот его «конек».
В одной из книг по соционике эта пара немного иронически названа «умный и красивый». Помните старый анекдот: лев, царь зверей, приказал всем зверям разделиться на умных и красивых. Все подчинились, одна только обезьяна осталась посредине. Когда лев спросил ее, в чем дело, она заявила: «А я не понимаю, что мне, надвое разорваться?». Надвое разорваться нельзя, как нельзя и совместить в себе противоположные свойства.
СОГЛАСНО соционике, каждый из нас занимает одну из сторон в четырех противоположностях. Про логика и этика уже сказали. Какие еще? «Рационал иррационал», а проще новатор и консерватор. Рационалы, пишет Елена Удалова, «хорошо справляются с вождением поездов и самолетов работой, требующей аккуратного исполнения всех предписаний. А вот должность авиадиспетчера, призванного мгновенно разрешать внештатные ситуации, требует хорошо освоенной иррациональности».
Иррационалам кажется скучным выполнение типовых заданий, даже в проверенном они будут искать чтото оригинальное, свое. Зато консерватор, которому предложат фонтанировать идеями, на такой работе долго не протянет. А вот налаженное и упорядоченное производство будет в его исполнении на высоте.
Следующая пара: экстраверт и интроверт. Эти понятия сейчас вроде как популярны.
Интроверты замкнутые, погруженные в себя люди, а экстраверты общительные, рубахипарни
Нет, не так. Хотя часть правды в этом представлении есть. Экстраверты это люди, настроенные на внешний мир. А интроверты это субъективисты, погруженные в реальность собственных мыслей, переживаний. Но бывают общительные интроверты и неразговорчивые экстраверты.
И, наконец, последнее разделение на интуитивных и сенсорных. Одним из нас, говорит соционика, привычнее иметь дело с абстрактными категориями, другим с материальным миром, с конкретными вещами, предметами.
Произносить каждый раз название каждого типа, состоящее из четырех слов (вроде «сенсорнологический иррациональный экстраверт»), довольно неудобно. Поэтому у социоников есть своего рода специальный «код»: каждому типу присваивается имя известного человека. Например, упомянутый выше носит имя «маршал Жуков», или просто «Жуков». Он подразумевает конкретно мыслящего и нацеленного на внешний мир, не чуждого творческих решений стратега. А заменив в этой формуле логику на этику, мы получим Наполеона. Среди имен, обозначающих типы, есть литераторы Гюго, Есенин, Драйзер и даже персонажи Гамлет, Штирлиц, Дон Кихот
Впрочем, нынешние соционики признают, что такая система скорее дань отцамоснователям. И краткости: куда проще сказать «девушкабальзачка», чем «интуитивнологический иррациональный интроверт».
Как практически применяется соционика?
Мы проводим диагностику отдельных людей или групп. Например, рабочих коллективов по запросу руководителя. Естественно, при этом не заходит речи о чьейто профнепригодности. Мы лишь объясняем, при каких условиях производительность того или иного сотрудника будет максимальной. Кроме того, в школе читаются курсы для желающих более глубоко понять прикладную соционику. Использовать это знание можно в повседневной жизни, в общении с коллегами, родственниками, друзьями. Мы учим решать те или иные проблемы, опираясь на знание своих сильных и слабых сторон, помогать другим, учитывая их особенности, не стесняться принимать помощь там, где наши возможности ограничены.
А как вы узнаете, кто к какому типу принадлежит?
Учениками Юнга были разработаны тесты. Но тестирование, всетаки, не дает полной картины, потому что человек старается соответствовать какимто своим представлениям, особенно если речь идет о работе. У нас используется методика свободного интервьюирования. Мы просто разговариваем с человеком, определяя тип по особенностям его речи. Потому что все, не отдавая себе в этом отчет, акцентируют, рассказывая, разные моменты.
Это годится только для взрослых или для детей тоже подходит?
У нас есть методика раннего типирования. С момента, когда ребенок собирается идти в школу, мы можем сказать, чего от него лучше не требовать, а что спрашивать по полной программе. Так можно освободить школьника от ненужной информации, усвоение которой будет заставлять его перенапрягаться.
Более подробно узнать об Учебноконсалтинговом центре SOCIONR можно на сайте http://socionr.ru.