Низкая культура, бич современного российского книгоиздания, проникла даже в увесистые, солидные на вид фолианты энциклопедического толка: биографические словари и, собственно, энциклопедии, которыми, нет-нет да и приходится пользоваться.

Казалось бы, если у тебя (у издателя) хватает смелости (или нахальства?) ставить на обложке или на титульном листе презентабельной на вид книги слова «энциклопедия» или «биографический словарь», то, будь добр, соответствуй. Не соответствуют! Примеров тому — множество. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Берем в руки Большой биографический словарь «Кто есть кто» (Гл.ред. Г.П.Шалаева. — М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. — 1680 с) и открываем именной указатель на букву «М», страница 1670. Ага, Макаревич Андрей Владимирович… Стоп! Какой Владимирович, если я точно знаю, что Вадимович. Давно запомнил, потому что сам Вадим. Может, только здесь описка? Нет, в статье о музыканте то же самое!

В статье об Анастасии Вертинской на странице 255-й пишут, что их совместного с Никитой Михалковым сына зовут Сергей, а он — все это знают — Степан. Переименовали «энциклопедисты» и сына старшего Михалкова, Андрона, и одной из его жён, Натальи Аринбасаровой. Зовут того Егор, а тут он Игорь (с. 971). В этой же статье на предыдущей странице актрису Наталью Андрейченко возводят в ранг «голливудской кинозвезды», каковой она отродясь не была. И таких проколов в издании — воз и маленькая тележка. О литературных достоинствах текстов и говорить не приходится — надерганные откуда-то и кое-как сляпанные вместе примитивные фразы. И это при том, что к печати этот «шедевр» готовила редакционная коллегия в составе трех(!) кандидатов филологических наук МГУ. Слов не хватает… в адрес этого «СЛОВА».

Сменим, однако, тематический профиль и познакомимся с советскими и российскими олимпийскими чемпионами. На красочно оформленной, крупного формата книге начертано: «Энциклопедия. Олимпийские чемпионы. Российская империя — СССР — СНГ — Российская Федерация». Добавочные сведения из выходных данных: В.П.Штейнбах. — М.: Русь — Олимп, Эксмо, 2008. — 392 с.: ил. Последнее — важно, значит, книга с картинками. С ними-то издатели больше всего и напортачили. Первая осечка на вкладке с цветными фото. Под портретом В.Третьяка в маске написано: «Четырёхкратный олимпийский чемпион…», а он — трёхкратный, но это ещё цветочки… Страница 237, на ней хорошо знакомое улыбающееся лицо четырёхкратного (на самом деле!) олимпийского чемпиона по плаванию Александра Попова, а подпись гласит, что он… биатлонист. И в тексте — о биатлонисте Александре Попове. Нахожу пловца на странице 310-й. Там та же фотография и данные о пловце А.Попове.

Морально пострадал и наш земляк, ростовчанин Андрей Моисеев, победитель афинской и пекинской Олимпиад в пятиборье. Ему «приляпали» фото олимпийского чемпиона гренобльской Олимпиады 1968 года по хоккею с шайбой Юрия Моисеева, даже не тёзки, как у Попова. Обидно! А вот конькобежке Кларе Нестеровой (Гусевой), победившей в 1960 году на дистанции 1000 метров, повезло — ее в это издание включили дважды, под обеими фамилиями, девичьей и по мужу. Фото, правда, поместили одно… Вместе с тем начисто «забыли» одного из первых чемпионов-хоккеистов Николая Хлыстова. О нем нет ни слова.

Немало в этом, надо признаться, очень полезном справочнике по олимпийской тематике и других фактических ошибок и недочетов.

Последней каплей в чаше моих «энциклопедических» разочарований стала грубая ошибка в биографическом словаре «Русские писатели 20-го века», изданном научным издательством «Большая российская энциклопедия» в 2000 году. Председателем научно-редакционного совета в нём значится лауреат Нобелевской премии А.М.Прохоров, главным редактором и директором — А.П.Горкин, под ними многочисленная команда заместителей, редакторов, библиографов и пр.

Снова «пострадал» наш земляк, писатель Валентин Владимирович Овечкин. В статье о нем черным по белому написано: 9(22). 1.1905, Таганрог — 27. 1.1968, Ташкент. Значит, человеку в этом году 105 лет — юбилей. Подготовил материал о нем, отдал в одну из газет, не напечатали. И правильно, оказывается, сделали — нет юбилея у Валентина Овечкина, так как родился он в 1904 году и не в январе, а в июне. Число совпадает. После такого доверяй современным справочникам и энциклопедиям…

Рассказал о последнем случае, а самого червь сомнения точит — а вдруг Овечкин и вправду родился 22 января 1905 года?! Биографический словарь этот в целом-то сделан добротно…