Герой Вячеслава Тихонова из классического фильма «Доживем до понедельника», сериал «Школа» и учительница из передачи «Наша Раша»… Согласитесь, между этими образами — пропасть. Педагоги стали антигероями в обществе.

Неудивительно, что молодежь не идет работать в школу. Впрочем, все ли так однозначно? Проблемы в подготовке учителей мы обсуждаем с директором Донского педагогического колледжа, доктором социологических наук Олегом Степановым.

— На рынке учительского труда сложилась своеобразная ситуация. С одной стороны, вакансий немного. Детей в школах мало. Необходимости в большом количестве учителей нет.

С другой стороны, из школ не очень-то и хотят уходить люди, много лет там проработавшие. Пенсия маленькая, вот и зарабатывают прибавку к ней у доски. Да и потом работать — значит быть востребованным. Это немаловажный психологический фактор для человека на пенсии.

Однако пройдет еще лет пять, ситуация изменится. Уже сейчас в детских садах детей стало больше. Через некоторое время и в школах прибавится. А значит, учителя будут нужны.

— Член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за ходом реформирования системы образования Любовь Духанина высказалась за введение своеобразного ценза для учителя. Нынешние, по ее мнению, не обладают достаточным общекультурным уровнем.

— То, что общество недовольно системой образования, нормально. В развивающихся странах всегда так. Беда наша в том, что мы остановились в развитии своей системы образования… Очень понизились престиж профессии учителя и его значимость в обществе.

С детьми, безусловно, не каждый сможет работать. Хорошо знающий русский язык не обязательно сможет быть учителем по этому предмету. И, знаете, если человек поймет в колледже, что педагогика — это не его, не вижу ничего плохого. Он сможет стать специалистом в любой другой области, да и просто хорошим человеком.

Тем не менее до 60 процентов наших выпускников продолжают учиться по специальности — идут в Педагогический институт ЮФУ.

Недостатка в абитуриентах мы не испытываем. К нам приходят дети учителей — представители педагогических династий. Что такое «учительство», им хорошо известно.

— Насколько педагогический колледж интегрирован с педвузами?

— Раньше эта связь была крепче. Работала Ассоциация педагогического образования. В нее входили и вузы, и все учебные заведения, которые готовили кадры для системы образования.

Сейчас, скажем, поступать нашим выпускникам в вуз мешает законодательство. Оно создает преграду. После колледжа они не могут, как прежде, быть зачисленными на третий курс вуза без экзаменов, учиться по ускоренной программе — сдают ЕГЭ.

— Система образования сегодня переживает очередную реформу. Вспомним президентскую инициативу «Наша новая школа». Вновь заговорили о том, что учитель должен не просто учить, но и воспитывать. Даже в Законе «Об образовании» это положение прописали…

— А мы никогда не разделяли образование и воспитание. Это дополняющие друг друга вещи. Кто считает иначе, просто не понимает процесса социализации личности. Воспитанию уделяем первостепенное значение. Считаем, что нам удается зажечь интерес к профессиям воспитателя и вожатого. Выпускники колледжа работают по всей Ростовской области. О них хорошо отзываются.

— Донскому педагогическому колледжу в следующем году исполнится 90 лет. Понятно, что сберегать традиции нужно. Но в свете современных требований рынка труда изменилось ли что-то в учебных планах?

— Сегодня мы пытаемся больше внимания уделять правовой, экономической и информационной подготовке студентов. «Образовательное право», «Правовое обеспечение образовательной деятельности», «Защита прав и обязанностей учителя и ученика». Основам юриспруденции мы учим на данных курсах.

Современный учитель должен не хуже ученика разбираться в компьютерной технике. Нельзя сказать, что тут по оснащенности мы «впереди планеты всей», но все-таки у нас есть три компьютерных класса. С помощью минобразования области оборудуем еще один. Постепенно переводим библиотеку (а она у нас насчитывает 120 тысяч книг!) в цифровой вариант.

Ну и, конечно, будущим учителям даем представления о современной экономике. Без этих знаний сегодня нельзя.

— Как вы относитесь к новому закону, который разделит организации на «бюджетные», «казенные» и «автономные»?

— Кто к каким будет относиться, наверно, с трудом представляют и сами разработчики. Однако мое мнение твердое: педагогический колледж не сможет зарабатывать денег по определению. У нас учится не «золотая молодежь», а дети из учительских семей, не самые обеспеченные. Именно поэтому переход в автономную организацию для нас закрыт. Неправильно платить за образование, чтобы потом выполнять государственную функцию по воспитанию детей. Это — забота государства.

— Что вы можете сказать о своих студентах?

— Говорят, к нам в колледж приходят самые отстающие и неуспевающие, из низов общества. А я считаю, это элита, не обеспеченная материально, но имеющая большой духовный потенциал. Мы гордимся тем, что взращиваем учителей. Готовим достойных представителей этой профессии. Как известно, самой гуманной в мире…