
Герой Вячеслава Тихонова из классического фильма «Доживем до понедельника», сериал «Школа» и учительница из передачи «Наша Раша»… Согласитесь, между этими образами — пропасть. Педагоги стали антигероями в обществе.
Фото/Видео: Александр Голубничий
Неудивительно, что молодежь не идет работать в школу. Впрочем, все ли так однозначно? Проблемы в подготовке учителей мы обсуждаем с директором Донского педагогического колледжа, доктором социологических наук Олегом Степановым.
На рынке учительского труда сложилась своеобразная ситуация. С одной стороны, вакансий немного. Детей в школах мало. Необходимости в большом количестве учителей нет.
С другой стороны, из школ
Однако пройдет еще лет пять, ситуация изменится. Уже сейчас в детских садах детей стало больше. Через некоторое время и в школах прибавится. А значит, учителя будут нужны.
Член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за ходом реформирования системы образования Любовь Духанина высказалась за введение своеобразного ценза для учителя. Нынешние, по ее мнению, не обладают достаточным общекультурным уровнем.
То, что общество недовольно системой образования, нормально. В развивающихся странах всегда так. Беда наша в том, что мы остановились в развитии своей системы образования Очень понизились престиж профессии учителя и его значимость в обществе.
С детьми, безусловно, не каждый сможет работать. Хорошо знающий русский язык не обязательно сможет быть учителем по этому предмету. И, знаете, если человек поймет в колледже, что педагогика это не его, не вижу ничего плохого. Он сможет стать специалистом в любой другой области, да и просто хорошим человеком.
Тем не менее до 60 процентов наших выпускников продолжают учиться по специальности идут в Педагогический институт ЮФУ.
Недостатка в абитуриентах мы не испытываем. К нам приходят дети учителей представители педагогических династий. Что такое «учительство», им хорошо известно.
Насколько педагогический колледж интегрирован с педвузами?
Раньше эта связь была крепче. Работала Ассоциация педагогического образования. В нее входили и вузы, и все учебные заведения, которые готовили кадры для системы образования.
Сейчас, скажем, поступать нашим выпускникам в вуз мешает законодательство. Оно создает преграду. После колледжа они не могут, как прежде, быть зачисленными на третий курс вуза без экзаменов, учиться по ускоренной программе сдают ЕГЭ.
Система образования сегодня переживает очередную реформу. Вспомним президентскую инициативу «Наша новая школа». Вновь заговорили о том, что учитель должен не просто учить, но и воспитывать. Даже в Законе «Об образовании» это положение прописали
А мы никогда не разделяли образование и воспитание. Это дополняющие друг друга вещи. Кто считает иначе, просто не понимает процесса социализации личности. Воспитанию уделяем первостепенное значение. Считаем, что нам удается зажечь интерес к профессиям воспитателя и вожатого. Выпускники колледжа работают по всей Ростовской области. О них хорошо отзываются.
Донскому педагогическому колледжу в следующем году исполнится 90 лет. Понятно, что сберегать традиции нужно. Но в свете современных требований рынка труда изменилось ли что-то в учебных планах?
Сегодня мы пытаемся больше внимания уделять правовой, экономической и информационной подготовке студентов. «Образовательное право», «Правовое обеспечение образовательной деятельности», «Защита прав и обязанностей учителя и ученика». Основам юриспруденции мы учим на данных курсах.
Современный учитель должен не хуже ученика разбираться в компьютерной технике. Нельзя сказать, что тут по оснащенности мы «впереди планеты всей»,
Ну и, конечно, будущим учителям даем представления о современной экономике. Без этих знаний сегодня нельзя.
Как вы относитесь к новому закону, который разделит организации на «бюджетные», «казенные» и «автономные»?
Кто к каким будет относиться, наверно, с трудом представляют и сами разработчики. Однако мое мнение твердое: педагогический колледж не сможет зарабатывать денег по определению. У нас учится не «золотая молодежь», а дети из учительских семей, не самые обеспеченные. Именно поэтому переход в автономную организацию для нас закрыт. Неправильно платить за образование, чтобы потом выполнять государственную функцию по воспитанию детей. Это забота государства.
Что вы можете сказать о своих студентах?
Говорят, к нам в колледж приходят самые отстающие и неуспевающие, из низов общества. А я считаю, это элита, не обеспеченная материально, но имеющая большой духовный потенциал. Мы гордимся тем, что взращиваем учителей. Готовим достойных представителей этой профессии. Как известно, самой гуманной в мире

