Пять лет назад ростовский колледж радиоэлектронных, информационных и промышленных технологий окончила целая группа ребят с ограниченными возможностями.

— Часть из них потом начала строить свою жизнь, как позволяли состояние здоровья и обстоятельства, а часть решилась продолжить обучение в ростовском технологическом институте сервиса и туризма, — рассказывает бабушка одного из ребят Софья Семеновна. — Конечно, все они опасались главного — получится ли вписаться в сложный учебный процесс наравне с обычными ребятами? Ведь в колледже они были в отдельной группе, а здесь — в общей массе.

Теперь, спустя еще пять лет, ребята  успешно  защитили дипломы на финансово-экономическом и механико-технологическом факультетах.

— Как поступали мы наравне с остальными по результатам экзаменов, так и учились без особых поблажек, — говорит выпускница, инвалид-колясочница Юлия Мошева. — В общем, дипломы наши самые что ни на есть настоящие. Но при этом чувствовалось очень корректное и внимательное отношение со стороны всего института. Начиная от устройства здесь пандуса до разрешения брать на дом книги, предназначенные только для чтения в библиотеке.

Любовь Николаевна, мама студента Игоря Гулевского, тоже говорит, что учебное заведение смогло создать очень доброжелательную атмосферу по отношению к ребятам-инвалидам:

— Например, видя, что с предэкзаменнационным нервным напряжением нашим детям особенно нелегко справляться, кто-то из преподавателей обязательно подойдет, пожмет руку и скажет: «Ты же занимался, значит, все будет хорошо!» Если подводило здоровье во время сессии и приходилось ложиться в больницу, тоже находили разумный выход из ситуации, корректировали ее сроки. 

Декан механико-технологического факультета, доктор политических наук, профессор Валентина Ивановна Демченко не раз сама звонила отсутствующим на занятиях ребятам, интересовалась их здоровьем.

— Мы постарались создать атмосферу хорошей семьи, в которой заботятся друг о друге и готовы поддержать в нужную минуту, — говорит Валентина Ивановна. — Иногда приходилось учитывать погодные условия, самочувствие ребят, но особых сбоев в учебном процессе практически не было.

Нахождение таких студентов в вузе, их сессионные «хорошо» и «отлично», толковые курсовые и дипломные работы нередко служили примером для остальных.

Еще до получения вузовского диплома некоторым удалось устроиться на работу и даже организовать свое дело, другие — находятся в поиске.

За годы учебы они усвоили, пожалуй, самый важный для себя урок о том, что невозможное — возможно, особенно если рядом — понимающие люди.

Коллаж Ольги ПРОЙДАКОВОЙ