Однажды нашего земляка, известного телеведущего Дмитрия Диброва, спросили, почему он отправил дочь учиться во Францию? Из ответа следовало, что более всего в этом учебном заведении Диброва привлек нестандартный, творческий подход: — Там даже математике учат под гитару на пригорке.
Жаль, не пояснил: гитарная музыка звучит как музыкальный фон, благоприятствующий усвоению знаний, или под гитару поют таблицу умножения, песенки о математических правилах и законах ну как было
Вообще художественный образ, рифма, ритм вот то, что помогает запомнить и правила правописания, и законы физики. Об этих помощниках и поговорим. А начнем еще с дошкольной подготовки. С того,
Сколько нужно «Азбук»?
Есть родители, для которых существуют только три детских поэта: Маршак, Чуковский, Барто. Не потому, что другие не нравятся других они и не знают. Чьи имена в детстве запомнили, тех и ищут на книжных полках: теперь уже для своих детей. А поэтов детских много хороших и разных. И «Азбук» много. Причем строятся они по разному принципу. В одних больше обыгрывается зрительный образ буквы, в других гирлянды однокоренных или просто созвучных слов. В третьих (как кстати, в «Азбуке» Маршака) не столько о буквах, сколько о мире. В общем, выбор есть. И, если средства позволяют, я бы советовала купить несколько принципиально отличных чтоб изучать язык с разных ракурсов.
А порядок букв в алфавите легко выучить с помощью
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже.
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, я
Все теперь мои друзья.
Пять сестренок опоздали
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Какие это буквы, конечно, надо, чтобы объяснил взрослый. А лучше предложить ребенку игру: найди в алфавите не названные в этой песенке буквы.
Только не лошадиная фамилия!
А как помочь малышу выучить названия дней недели и их последовательность? Американский психолог и педагог Лапп считает, что здесь поможет созвучие: надо подобрать созвучные дням недели слова. К примеру:
понедельник пони; вторник вторжение, торги; среда сердцевина, сердце; четверг черти, четыре (лапы); пятница пятно, пять (пальцев), суббота сабо, зубы, аббат, субтропики; воскресенье Воскресение Христово.
Вина ли тут переводчика, но мне этот пример не кажется очень удачным. Взрословато! Это же еще объяснить надо крохе, кто такой аббат и что такое субтропики или торги. Но, к счастью, эту задачу пытаются решить и детские поэты. У них тоже получается не идеально, но лучше. Вот забавная мнемоническая считалка из классического английского сборника «Рифмы Матушки Гусыни»:
Сколько дней моя малышка
Может бегать и играть?
Понедельник, вторник, среду
Даже трудно сосчитать!
Весь четверг она играет,
Пятницу, субботу,
Боже мой! И в воскресенье
У нее заботы!
Разойдитесь, расступитесь!
Дайте, дайте поиграть!
Завтра снова понедельник
Начинай считать опять!
Меняется жизнь меняются мнемонические (то есть способствующие запоминанию) формулы. Сегодня последовательность цветового спектра радуги запоминают с помощью фразы «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Каждая первая буква слова, составляющего фразу, «шифрует» название цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
А вот Мария Александровна Сеген, многие годы работавшая у нас корректором (сейчас она на заслуженном отдыхе), вспомнила, что во времена ее детства в ходу был другой шифр: «Как однажды
Иногда хорошими помощниками при запоминании оказываются и довольно бессмысленные фразы. Другая сотрудница нашей редакции, Лариса Бушнова, рассказывала, что в детстве путала порядок падежей.
Это же так просто! сказал ей папа. Запомни: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» и никогда уже не ошибешься, что родительный следует за именительным, а предложный за творительным.
Хорошее дело такие шифры. Одна опасность: слова легко перепутать. И будет тогда почти как с героем чеховской «Лошадиной фамилии».
Рама подвела
Александр Валентинович технарь. «Не скажу, что русский язык знаю на «отлично», говорит он, но есть слова, в которых ни при каких обстоятельствах ошибки не сделаю. А запомнилось их правописание благодаря рифмовкам, продиктованным на уроках русского языка нашей учительницей.
Вот о правописании наречий:
«Не чудесно, не прекрасно,
а ужасно и опасно
букву «т» писать напрасно».
Это для тех грамотеев, которым кажется верным не чудесно, а чудестно и т. д..
Есть учителя, которые считают полезным выучить рифмовку с 11 неправильными глаголами:
Видеть, слышать и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И смотреть, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.
Вообще-то
А еще мне рассказывали, что запомнить
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные.
Теперь рамы из металлопластика. Пора искать новые ассоциативные подсказки.
Немного химии
Да,
Разыскать рифмовки из области химии и биологии мне, увы, не удалось. Услышала только одну не для детей, а для взрослых, поскольку она не столько о химической реакции, сколько о культуре пития вин: «Белое на красное утро ужасное. Красное на белое голова целая». Еще бы про количество выпитого