В один из дней студенты факультета физики ЮФУ с изумлением наблюдали, как по коридорам учебного корпуса носятся школьники в белых майках. Для последних физфак стал фортом Боярд и покорить его нужно было за два дня.

И это не шутка, а вполне реальная цель, поставленная организаторами Школы юного Эйнштейна. Она проходит в университете в четвертый раз. Желающих поучаствовать в Школе оказалось так много, что пришлось устраивать конкурсный отбор. По его условиям  нужно было написать эссе на темы «Научное открытие — это интересно» и «Наука рядом со мной». Из 220 авторов отобрали 50 ростовских школьников и 50 ребят из области. «Мы хотим пробудить интерес старшеклассников к научно-исследовательской деятельности», — говорит руководитель отдела научно-исследовательской деятельности студентов и школьников ЮФУ Светлана Пономарева. — Кажется, это получается. Ребятам интересно! А по-другому, наверно, и быть не может. Школьники своими руками пытаются создать пробные научные проекты.

Координатор Наталья Дивеева рассказала о том, что в основу четвертой Школы лег сюжет знаменитой французской игры «Форт Боярд».

— У нас есть и точка Игры с мастерами, старец Фура. Фурия в подвале задает каверзные вопросы провинившимся. И, конечно, золотые монеты как награда за правильные ответы.

Как всё это было, корреспондент «Нашего времени» вместе с авторами газеты «Юный Эйнштейн» увидели своими глазами.

В начале игры командам были даны ориентиры в виде подсказок своего места на карте. Возле места, где спрятана карта, каждую из команд ждал свой куратор.

Итак, мы в одной из лабораторий. «Азот» называется. Ее кураторы — аспиранты физфака Александр Чайников и Михаил Солдатов. С помощью этих ребят свойства жидкого азота школьники теперь хорошо усвоили и… даже попробовали на вкус азотное мороженое!

Но для начала Александр Чайников взял в руки розу. Благородный цветок опустили в емкость с жидким азотом. И… ударили розой о поверхность стола. Цветок разлетелся на мелкие кусочки, как стекло! Школьникам предстояло ответить на вопрос, почему. Роза под воздействием азота заморозилась,  решили ребята.

Самый вкусный эксперимент с азотом юным эйнштейнам понравился больше всего. На их глазах кураторы приготовили настоящее мороженое. Один из ингредиентов угощения — жидкий азот. По вкусу азотное мороженое оказалось похожим на обычный пломбир.

Загадки старца Фуры предстояло отгадывать, забравшись на крышу учебного корпуса физфака. Там располагается университетская обсерватория. Внутри ее купола и прятался «старец». Фура был в роли экзаменатора команд. Их капитаны тянули билеты и отвечали на каверзные вопросы. По наблюдениям «старца», в роли которого в тот день оказался студент  Стас Кубрин, сложнее всего ребятам давались задачки с системами уравнений. Если с ними не справлялись, команда лишалась игрока — он становился «пленником», его заковывали в наручники. В обратном случае — денежное вознаграждение в виде золотых монет!..

Самостоятельно изготовить краску, причем именно желтого цвета, ребятам предстояло в лаборатории №3. Как это сделать, объяснили. Кроме того, в этой лаборатории школьники пробовали писать невидимыми чернилами и узнавали, какого цвета пыль. Оказалось, что не серая она, а прозрачная!

В подвальном этаже физического факультета, где нумерация комнат начиналась с нуля, юных эйнштейнов поджидала Фурия. Ее роль играла аспирант Галина Сухарина. Она задавала вопросы командам, связанные с Временем. Кстати сказать, сами научные проекты лабораторий Школы юного Эйнштейна тоже были этой теме близки.

Ближе к концу  второго дня участников Школы пригласили в аудиторию — контрольную точку сбора для просмотра научно-популярного фильма «История часового дела». И вот  все расселись по местам. А на экране — одни помехи!.. Раз уж такое дело, объясняют командам, самим необходимо действовать. С  помощью ноутбука, набора материалов и камеры нужно создать 3-4-минутные ролики на тему каждого известного человечеству вида часов. А их-то, оказывается, немало! Это и биологические, и геологические,  и атомные, и солнечные, и водяные, и даже химические (огненные) часы.

На создание ролика об истории Времени — полтора часа. Затем все отснятое смонтировали в получасовой фильм. Его просмотром и завершилась Школа…

В финале научного квеста — сертификаты, благодарственные письма… Школьники в восторге. В университете надеются их увидеть в числе студентов. Первый проректор ЮФУ по научной и инновационной деятельности Евгений Айдаркин, прощаясь с участниками игры, отметил: «Наука сегодня занимательнее, интереснее и, что немаловажно, прибыльнее. А в университете есть много возможностей для самореализации».