В США вертолеты делают в штате Мэриленд, в Германии — в Штутгарте. В России — в Ростове в том числе. Но теперь в донской столице созданы практически идеальные условия подготовки  инженерно-технических кадров для авиастроения. А все дело в содружестве производства, образования и науки.

Это было продемонстрировано на церемонии открытия учебного класса «Авиастроение» Донского технического университета, где на равных принимали участие весьма уважаемые люди: гендиректор «Роствертола» Борис Слюсарь, ректор ДГТУ Бесарион Месхи и председатель ЮНЦ РАН Геннадий Матишов. Содружество технического вуза и вертолетного объединения объяснить легко. Но при чем тут академическая наука?

— Южный научный центр РАН имеет базовые кафедры во многих вузах Юга России, — пояснил академик Г. Матишов, — что позволяет вузовской науке сотрудничать с академической. Но случай с ДГТУ — особый, поскольку речь идет о подготовке инженерных кадров, которых так не хватает стране. Если сегодня все технические вузы перейдут к подготовке именно профильных кадров хотя бы на 80%, то успех России в модернизации и инновационных разработках обеспечен.

Уже много лет учебно-методическую и научную работу  кафедры «Авиастроение» в составе факультета «Технология машиностроения», что была открыта еще в 2002 году, координирует профессор Сергей Шевцов, он же — заведующий лабораторией «Машиностроение и высокие технологии»  ЮНЦ РАН, доктор технических наук. Он и рассказал читателям «НВ» о специфике  сотрудничества ДГТУ и ЮНЦ РАН:

— Чтобы получить международную аккредитацию, вуз  должен отвечать трем  необходимым условиям: иметь современную лабораторно-производственную базу, международный уровень научных разработок и стопроцентную востребованность выпускников. Первое и третье  условия обеспечивают ДГТУ и «Роствертол», куда студенты отправляются сначала на практику, а потом — и на работу.

А вот вывести на международный уровень научные разработки не так просто. Именно с помощью Южного научного центра РАН кафедра «Авиастроение» ДГТУ принимает участие в международных конференциях и сотрудничает с зарубежными коллегами, размещает публикации в научных изданиях, получает гранты, участвует в госпроектах. Это и обеспечивает третье условие аккредитации — признание высокого международного уровня научных разработок. Именно за счет взаимодействия с «Роствертолом» и ЮНЦ РАН Донской технический университет  сможет выйти в международный рейтинг авиаагентств. Попасть в число российских высших учебных заведений авиационного профиля международного уровня из Казани, Самары, Уфы престижно для ростовчан.