Новый закон «Об образовании» достаточно весом. Прежде всего, в силу объема. 440 страниц…

О проекте одного из главных для образовательной системы законов мы беседуем с председателем совета директоров педагогических колледжей Южного федерального округа, директором Донского педколледжа Олегом СТЕПАНОВЫМ. Он участвовал в парламентских слушаниях по законопроекту.

— Олег Васильевич, чем вызвана необходимость менять Закон «Об образовании»? Что в старом не так было?

— Сейчас мы живем по закону 1992 года. Он выполнил свою роль — помог сохранить образовательное пространство страны. Время идет. В Закон «Об образовании» было внесено самое большое количество поправок — около 200. От прежнего мало что осталось.

А сегодня, когда президент говорит о модернизации, конечно, есть потребность в новом законе. Без модернизации системы образования о каких изменениях в стране можно вообще говорить?

— В чем плюсы и минусы законопроекта?

— Недостаток закона — в том, что он огромный. Участники парламентских чтений сошлись во мнении: 440 страниц — не закон, а, скорее, материалы к нему. В законопроект уже  внесены тысячи поправок.

Одно из положительных нововведений — образовательное кредитование в виде основного и сопутствующего образовательных кредитов. Вполне естественны высказываемые опасения по поводу того, что прибыль от этого нововведения получат только банкиры, а не студенты. Подобные опасения вызывает и предусмотренное законодательством введение страхования гражданской ответственности образовательных учреждений за качество образования. Не лучше было бы в деле педагогического образования не забывать о субсидиарной ответственности учредителя, то есть государства?

Минус также в большом количестве ссылок на другие документы. В то время, как базовые вещи в законе не прописаны. Например, заработная плата. Считаю вполне разумным предложение законодательно закрепить зарплату педагога в размере 80­90 процентов от средней зарплаты по стране. Сегодня учителя получают в три раза меньше.

Размер студенческих стипендий должен определяться федеральным законом, а не постановлением федерального или местного правительства. Уровень стипендии студентов вузов и ссузов педагогического профиля надо определить законодательно в размере 60­80 процентов от уровня прожиточного минимума.

О размере нынешней стипендии даже говорить стыдно. Студенты Донского педколледжа, к примеру, получают четыреста рублей, а отличники — шестьсот.

На будущий год повышение стипендий запланировано. Но в системе среднего профессионального образования она повысится на 25 рублей, в системе высшего — на 80…

Выросшие в СССР, между тем, помнят, что на тогдашнюю стипендию прожить было можно. А вот на нынешнюю… Складывается впечатление, что зарплаты и стипендии финансируются государством по остаточному принципу. Федеральный закон об образовании вопросы регулирования стипендий и зарплат фактически обходит.

— Система образования уже живет в условиях нормативно­подушевого финансирования. Говорят и о региональном заказе на подготовку кадров…Регулирует ли его закон?

— Да у нас в области этот процесс регулируется законодательством. Так в проекте областного бюджета утверждены нормативы подушевого финансового обеспечения учреждений образования. Однако на федеральном уровне эти нормативы  не определены Можно согласиться с мнением, что принятие законопроекта, предусматривающего перевод бюджетных учреждений со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания, потребует утверждения научно обоснованных нормативов. В них следует отражать затраты в зависимости от уровня образования, специальности, оборудования, эксплуатационных и других параметров.

— Как изменится по закону система образования в целом?

— Новый закон практически ликвидирует начальное профессиональное образование (НПО). Специалисты считают это не совсем разумным. Среднее профессиональное и высшее остаются, но при этом предлагаются новые названия учебных заведений. Большинство ученых полагают, что простым переименованием учебных заведений вряд ли можно существенно повысить качество  процесса подготовки специалистов. Для колледжей педагогического профиля нерешенной остается проблема подготовки бакалавров. На Западе именно колледжи готовят бакалавров, входя в систему крупных университетов. Как колледжи будут участвовать в этом процессе,  проект закона не поясняет… А у нас в области существует опыт нескольких десятилетий по успешной совместной работе всех учебных заведений педагогического профиля. 

Самое главное, что отсутствует в предлагаемом законопроекте — обязательность образования. Оно всего лишь право, услуга, гарантированная конституцией. Но заставить человека ходить в школу по новому закону нельзя. В стране не посещают школу уже два миллиона детей, по данным статистики. Понятно, что если нам не удается посадить в класс детей школьного возраста, то в перспективе нам придется принимать меры по направлению их в места заключения, исправления, перевоспитания…