Как узнать, какое количество плитки необходимо, чтобы выложить пол? Очень просто. Нужно заданную площадь пола разделить на площадь одной плитки. Получается, скажем, 177,3. Округляем, как учили в школе, и получаем 177 плиток. Но при облицовке округленное 0,3 выдает себя пустым местом — не хватает одной плитки.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Именно при решении таких задач наши школьники допускали ошибки, участвуя в первых для нашей образовательной системы международных сравнительных обследованиях учащихся. В итоге среди 65 странучастниц мы занимали в разных проектах 28е 35е места.
Выходило, что у нас далеко не лучшее образование в мире, говорит доктор педагогических наук, профессор ДГТУ, завкафедрой «Педагогические измерения» Надежда ЕФРЕМОВА. В чем была проблема? Фундаментальная подготовка у ребят хорошая, а практикоориентированная составляющая оставляла желать лучшего. Наши девятиклассники не могли, прочитав объявление в тесте, показать его применение в жизни. Но вот в 2007 году были проведены международные обследования подготовленности по чтению выпускников начальной школы, по результатам четвероклассники заняли первое место. Детям в школе стали не просто давать знания, но еще объяснять, как их использовать. И сразу результат.
Почему мы стали участвовать в таких обследованиях?
В 1995 году Россия начала входить в международное образовательное пространство, отсюда и участие в международных сравнительных обследованиях учебных достижений студентов и школьников, в основном, учащихся 9х классов. (Считается, что в 15 лет школьники уже обладают определенным запасом знаний.) Для чего они проводятся? Чтобы сравнить, где и как работают образовательные системы, выявить проблемы и их решать. В Европе, Америке в последние 5070 лет активно развиваются теория и практика педагогических измерений, в частности тестирование.
Что включает в себя понятие «педагогические измерения»?
Это контрольно-измерительные материалы, разработанные на основе математической модели тестов. С их помощью можно анализировать уровень достижений определенной группы учащихся или их индивидуальные успехи в учебе.
То, что используется в ЕГЭ, о котором до сих пор идут споры?
Можно, конечно, спорить, плох или хорош единый госэкзамен, но он принят на законодательном уровне. Нельзя не учитывать и то, что мы в 2003 году подписали Болонскую конвенцию, предусматривающую сближение европейских образовательных систем на основе определенных принципов. Одним из таких важных принципов является независимая оценка качества образования. К 2010 году страныучастницы болонского процесса должны были создать свои национальные системы оценки. У нас она получила название общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). В нее вошли единый госэкзамен (ЕГЭ) и государственная итоговая аттестация девятиклассников (ГИО9). Есть также внутривузовские, региональные, муниципальные системы оценки.
Одна из особенностей ЕГЭ еще и в том, что он позволяет дифференцировать подготовленность учащихся на шкале измерения. В школе «пятерка» или «четверка», полученная учеником, не является измерением его знаний. Скорее, она относит его к определенной группе школьников: «отличников», «хорошистов» В то время как педагогические измерения едиными методами и средствами действительно определяют уровень его подготовленности в однотипном ряду выпускников. И тогда мы можем сравнивать одного ученика с другим. Если один набрал, допустим, 57, а другой 70 баллов (что в школе равно одной и той же «четверке»), то в конкурсной ситуации рейтинг участников будет разный, то есть для второго покажет, что 70% выпускников набрали баллы меньше, чем у него. А, зная свой рейтинг, ученик сможет оценить, в каких вузах, на какие специальности он может претендовать, какие у него конкурентные возможности.
От оценки к баллам?
Многие даже известные педагоги считают, что традиционная оценка и тестирование противопоставляются друг другу. Поэтому одни придерживаются традиционной оценки, другие тестирования. Это неправильно. Традиционные методы в школе и в вузе должны присутствовать там, где они наиболее эффективны. Например, в процессе обучения. А вот для контроля, аттестации, чтобы идентифицировать себя в ряду других, они не годятся. Там нужны тестовые технологии.
В школах вы проводите независимую оценку?
Да, школы сами нас просят об этом. Более того, мы плотно работаем по аттестации школ с областным министерством общего и профессионального образования, Ростобрнадзором как службой контроля качества в сфере образования. И когда школы смотрят по выборке средний показатель, каждая видит, где и какие у них проблемы. И уже учителю становится понятно, в чем он силен, на что обратить внимание, как корректировать учебный процесс. Это очень полезно школьникам.
После проведения единого госэкзамена мы часто слышим о среднем балле по регионам, по стране. По каким показателям он определяется?
По статистике. Современные программноинструментальные средства позволяют проанализировать средний балл по любым территориям. Например, существует территориальный фактор: сельские школы с количеством жителей до 20 тысяч, далее от 20 до 60 тысяч, от 60 до 200, от 200 до 400, от 400 тысяч до миллиона
А в каких категориях он выше?
Как ни странно, в средней от 400 до миллиона населения.
Почему?
Ответить на этот вопрос пока не могут и специалисты ищут причину.
По каким еще принципам оценивается образовательный уровень учащихся?
По гендерному. На протяжении многих лет статистика показывает, что мальчики лучше усваивают математику и физику, а девочки русский язык, литературу, историю. Учитывается также статистика видов образовательного учреждения государственное, негосударственное. У нас в университете детально представлена такая информация. Но есть еще и факторный анализ контингента учащихся, социума, в котором они живут. Если возьмем, допустим, школу в центре города и на периферии, то за счет разного социума уже можем получить разницу при прочих равных условиях. Или, скажем, в малонаселенных пунктах высококлассных специалистов недостаточно, поскольку многие из них стремятся проживать в более комфортных условиях и перебираются в крупные города. Соответственно, в таких территориях общий уровень образования детей может быть ниже, что не исключает и наличие «звездочек». Талантливые дети есть повсюду. Но средним показателям можно доверять.
Конечно, какие баллы наши школьники наберут, участвуя в международных сравнительных обследованиях или в родном ЕГЭ, зависит от их индивидуальных знаний, хотя качество самого образовательного процесса в некоторых случаях оставляет желать лучшего. Но это уже тема завтрашнего разговора.