Сегодня услышала фразу: «А у вас нормальные ребята». Сколько лет работаю в училище, столько огорчает удивление от того, что в профтехучилищах учатся хорошие ребята. Иногда смолчу, иногда сгоряча говорю, что наши ребята из школ района, не с Луны и не с Марса.

Из дневника директора

Да, есть трудные. А что, в школе их нет? Но, проработав в системе НПО 27 лет, никогда наших мальчишек и девчонок не променяю на школьников. Наши взрослеют раньше. И главная причина этого взросления — непростая судьба. Многие совмещают учёбу с работой — занятия утром, вечером работа. Из тех, кто выдерживает такой темп жизни, вырастают настоящие люди. Вот Вадим. После занятий уезжает в свой посёлок, работает порой до утра, но занятий не пропускает. Работает не на какую-­нибудь забаву для себя — помогает родителям-­инвалидам.

Подрабатывают ребята в автомастерских, в пекарне кафе, магазинах. Хорошо  понимая, чего стоит заработать рубль, они с уважением относятся к труду преподавателей.

Сейчас морозы, холодно. Утром оглядываю замёрзших мальчишек и девчонок. Ах, как много лёгких курточек, летних кроссовок! По самым примерным подсчётам, около 70% учащихся живут в малообеспеченных семьях. Представляете, а норма суточная на питание учащегося ПУ — 29 рублей. И ведь как на эти деньги стараются наши повара вкусно покормить ребят! Выпускники вспоминают борщи «тёти Лили». Из армии звонят всегда, передают привет в столовую.

Порой ругаю сотрудников за что­то, но где ещё преподаватели и мастера собирают посылки сиротам? Где идут на работу, неся в пакетах баночки  с домашним консервированием, картошку в общежитие? Где, в каких учебных заведениях сегодня педагоги и воспитатели  так часто звонят родителям, в любую погоду идут домой к ребятам, обеспокоенные семейными проблемами?

С первых дней существования училища работает преподавателем  Любовь Афанасьевна Лопатина. Сколько ребят прошло через её судьбу —  не сосчитать. Как радуется она их победам, переживает, если судьба воспитанников не сложилась. Ведь если жизнь кого­то из наших учащихся не сложилась, ощущаешь свою вину.

В последнее время волнует проблема одиночества ребят. Есть родители, но нет в доме понимания, доверия. Много ребят, уже перенёсших трагедию. Часто задумываюсь о судьбе Вити. Маму не знает, та затерялась на просторах Родины, а папа задержался в детстве — как мальчишка рассуждает, о сыне не заботится, всё личную жизнь пытается устроить. А папа Тани, овдовев, быстро женился, пасынка принял как родного, а вот Тане места не нашлось ни в доме мачехи, ни в сердце родителя. Вот Жанна. Сама ещё девчонка, а уже мама. Учится хорошо, ребёнка воспитывает, во всех делах училища участвует, да ещё подрабатывает по ночам в кафе.

А какие есть творческие ребята! Новогоднюю программу подготовили — артисты бы обзавидовались! Что Змей Горыныч, что снежинки в исполнении ребят­-сварщиков, а Бабки-­ёжки в исполнении Маши и Жени — просто чудо! Всё умеют наши ребята: стихи писать, рисовать, работать, танцевать. Учиться, правда, не все любят, но о жизни поговорить, поспорить о сегодняшних проблемах могут как взрослые.

И учим мы их старших уважать, память хранить. Обидно, что если что­то плохое происходит в посёлке — сразу кивают на пэтэушников. На всех углах просклоняют. А что поселковую грязь у дома №56 по улице Пушкина (годами уважаемые жильцы не убирают под окнами) убрали, на кладбище порядок наводили, парк вычищали, братские могилы реставрировали, уголь старикам закидывали, картошку копали — замалчивают. Я не о похвале думаю, а о том, что добрые слова молодым особенно нужны.

Прочитала недавно в районной газете «Перекресток» о подарках школе­интернату, порадовалась за них. Но почему никто не поддерживает училище? В прошлом году обращались в посёлке за помощью одеть ребят к зиме. Откликнулись! Всегда помогают предприниматели А.А. Унанян и М.И. Алимов, учитель школы № 8 откликнулся, семья Жижилевых. И всё. А ведь мы рады будем всему. Учащиеся из группы поваров из дома для занятий носят продукты, учатся поварскому и кондитерскому делу. Производственное обучение они все любят, а если кто не приходит — объяснение одно: нечего из дома взять. Помогла осенью мешком муки директор Шолоховского хлебозавода Л.В. Лютикова — сколько раз её благодарили. А мы бы и от овощей не отказались: в программе обучения — приготовление салатов, супов, борщей.

36­-й год пошёл нашему училищу. Утром вхожу в вестибюль: тихо, чисто, уютно. Но вот один басок, потом девичий смешок — облегчённо вздыхаю: рабочий день начался…

На осеннем совещании в министерстве образования Ростовской области шёл разговор о расширении перечня рабочих профессий. История ПУ № 68 — это история ломки, изменений, открытия новых профессий и потеря старых. Построенное  в 70­е годы как база подготовки кадров для угольных предприятий с закрытием угольной горки училище утратило профессии подземных электрослесарей, машинистов горновыемочных машин и сопутствующих — токарей, автослесарей. Долгое время после этого главенствовали профессии: сварщик, портной, парикмахер. Сегодня снова стоит задача обрести новые профессии, нужные  в регионе, удовлетворяющие потребности области. После присоединения к ПУ № 68 коллектива и учащихся ПУ № 67 прочно утвердились повара, кондитеры.

Не знаю, кто вбивает в головы молодёжи мысль о непристойности рабочих профессий. Видели юристов и экономистов, правоведов и бухгалтеров, которые, получив высшее образование, ищут любую работу. Нашим ребятам тоже не просто найти работу. Многие уезжают в Ростов, Сочи. Работают в Москве, сварщики находят работу в Тюмени, на Дальнем Востоке. Понимаю, что ребятам нужно мир посмотреть, профессионализм показать. Как много их разъехалось! О многих ничего не знаем. Кто­то звонит, через родителей передаёт привет. А есть и забегают навестить. На днях был день рождения мастера группы сварщиков  Елены Ивановны Камбуловой, так выпускники 90-­х годов с розами приходили поздравить. Что может быть дороже для преподавателя, чем тёплые отношения с питомцами!

Не за горами новый учебный год. Не знаю, какими будут новые учащиеся. Конечно, хочется, чтобы были трудолюбивыми, добрыми, пытливыми, чтобы был контакт с родителями. Ох, родители! Как научить их быть нашими единомышленниками? Ну что за порочная философия: прятаться от преподавателей, кидаться на защиту своих чад, стоит только сделать замечание, а ещё хуже — лгать. Каждый год убеждаем родителей: приходите, звоните, будем вместе работать. Нет, трудно идут на контакт. Мастер мне доказывает, что никак не наладит контакт с одной ученицей. В воскресный день самонадеянно решила переломить ситуацию и пошла в гости. Двери открыли, хорошо поговорили, пообещала мама, что будет еженедельно звонить, рассказывать о дочери. Прошёл месяц — ни одного звонка!

Но, кажется, я отвлеклась. Размышляла о профессиях, а ушла в сторону.

Наши ребята варят. Юноши — сварщики и повара, девушки — повара и кондитеры. На первом этаже мастерских обосновались сварщики. Меня завораживает картина сварки (смотреть, конечно, без маски нельзя), это так интересно! А на втором этаже хозяйничают повара. Белые халаты, курточки, пилотки и колпаки. Переступаешь порог цеха — запахи борщей, супов, котлет, жареной рыбы. Третьекурсники осваивают кондитерское дело. Какие красивые и вкусные работы получаются у ребят! Сначала на уроках с Татьяной Васильевной Котовой теоретически разбирают рецепты, потом в цехе готовят. С какой гордостью несут ребята свою выпечку домой! А как ревниво следят за тем, как сравнивают их блюда.

В этом году большой выпуск поваров. Многих мастера хвалят. Хочется надеяться, что ребята найдут работу, станут настоящими профессионалами.  Да многие и сейчас уже хороши! Хвалят Никиту Кутового, работающего в кафе «Мираж», практикантов Шолоховского хлебокомбината Ткаченко Сергея, Кушнарёва Александра, Мильченко Наталью, Чернышову Юлию, Семёнову Марию.

Я уже сейчас начинаю себя готовить к расставанию. Это всегда трудно. Порой ругаем, негодуем, а уходят — грустим. Но придут новые ребята, их нужно научить и полюбить…

Елена Капралова, директор ПУ­-68