Учитель русского языка и литературы московской школы № 57 Сергей Волков не ожидал, что на его соображения по поводу новых образовательных стандартов в старших классах, выложенные в Интернете, откликнутся 15 тысяч человек: от электромонтеров до академиков.

В свою очередь сами разработчики стандартов, после критики в их адрес премьер-министра РФ и общественности, вынуждены были признать, что дали маху — написали текст на непонятном для людей языке. 

Что удивило общественность? По образовательным стандартам, обязательными являются 4 предмета школьной программы: Россия в мире, ОБЖ, физкультура и индивидуальный проект. Остальные — по выбору в каждой из 6 областей знаний. К примеру, из блока естественных предметов выбирать придется между физикой, химией, биологией; из математического — между геометрией, алгеброй и информатикой. В одной группе находятся и русский язык с литературой. Конечно, большинство выберут русский язык, знать его, по всему, надо. Но тогда выбранная меньшинством литература окажется практически никому не нужной…

По мнению одного из разработчиков стандартов, гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, разговоры о том, что обязательными для изучения в школе по новому образовательному стандарту являются всего три предмета, иначе как безответственными не назовешь. По его словам, в стандарте прямо указано: обязательными являются 8-10 предметов. К трем уже указанным добавляется еще по одному обязательному предмету из каждой области: русский язык и литература, родной язык и литература; иностранный язык; общественные науки; математика и информатика; естественные науки.

В любом случае среди обязательных предметов будут и русский язык, и математика, и история… При этом каждому ученику дается право выбирать углубленный уровень изучения любой из дисциплин. Что касается общего количества предметов, то их будет 10. Если кто-то захочет изучать дополнительные дисциплины в индивидуальном порядке, он такую возможность получит. Надо только помнить, что государство гарантирует бесплатное изучение не более чем 10 предметов. 

Но если все предметы из разных областей являются обязательными, тогда почему в стандартах три выделены особо? По каким критериям они отбирались? Если действительно дело в неудачной формулировке, тогда она требует правок.

«Когда разработчик пишет, ему все понятно, — сказал на «круглом столе» в «Московском комсомольце» А. Кондаков, — а когда потом текст читают… Так что спасибо Сергею (С. Волков. — Прим. автора): кое-что и в самом деле надо поправить». «Правили» («на круглом столе») на примере выбора предметов для старшеклассника, интересующегося сферой политики. В числе базовых и профильных предметов А. Кондаков назвал русский язык и литературу. На что Сергей Волков заметил, что русский язык и литература входят в одну область: «Значит, надо выбирать между ними?» «Русский и литература — один предмет», — ответил Кондаков. «В  стандарте это два разных предмета: русский и литература идут там через запятую!» А. Кондаков: «Да, запятую надо убрать. Спасибо!»

Такие (на уровне классического примера — казнить нельзя помиловать) нестыковки в новом стандарте и вызвали недоумение среди педагогов и общественности. Разработчики обещали «перевести» текст стандартов на русский язык. Новые стандарты можно найти в Интернете. Нам будет интересно ваше мнение. Пишите!

Игорь ЛЮТЫЙ, директор «Донской реальной гимназии»:

— Новый стандарт школьного образования в старших классах абсолютно не проработан и не стыкуется с задачами развития образования-2020, о которых говорил президент РФ в послании Федеральному собранию. В сравнении с «менее» обязательными — русским языком и литературой, математикой, историей — четыре обязательных предмета, которые предлагаются в старших классах, не выдерживают критики. Государственный язык у нас — русский, мы говорим на нем, и выводить его за пределы обязательных предметов по меньшей мере странно. Или математика — целостный предмет. Она необходима не только в науке, но и в повседневной жизни. И ОБЖ, и физкультура нужны, но нельзя их ставить во главу угла! Авторы стандартов оторваны от действительности. Они не знают, что происходит в регионах. А на местах где-то услышали о стандартах и — парадокс — вводят в старших классах 30 часов физкультуры и 1 час русского языка. Никто не подумал о том, как это потом отразится на итоговой аттестации по русскому языку, математике. Наверное, новые стандарты надо было вынести на обсуждение. От этого никто бы не проиграл.

Ирина ОВЧАРЕНКО, директор ростовской общеобразовательной школы № 43:

— В новых стандартах положительно то, что у старшеклассников есть право выбора. С другой стороны, нельзя не согласиться с премьер-министром Владимиром Путиным: разработчики стандартов перестарались. Ошибка, думаю, в том, что они непонятно прописаны. При внимательном прочтении документа многое становится ясно. Думаю, когда замечания будут учтены, все станет на свои места.

Татьяна АЛЕКСАНДРОВНА, педагог:

— В образовательных стандартах русский язык и литература предлагаются на выбор. Представьте, что большинство старшеклассников выберут русский язык. А что делать с литературой? Конечно, десяти ученикам давать уроки легче. Но как быть с большинством? Они не будут знать ни Пушкина, ни Толстого, ни Чехова. Наша классическая литература, которая несет в себе и часть исторического пласта, окажется никому не нужна. А ведь именно литература воспитывает духовность, нравственность, о которых, увы, сегодня мы почти не вспоминаем. О каком тогда воспитании будущего гражданина страны можно говорить? Физкультура — это хорошо. Но как бы не стало реальностью выражение «сила есть — ума не надо», которое в школе когда-то применялось к отстающим ученикам.

Наталья ВАСИЛЬЕВА, мама ученика 9-го класса:

— В стандартах говорится, что 40% школьной программы отводится для изучения обязательных предметов, остальные 60 — по выбору ученика, его семьи.  Всего должно быть не более 10 предметов. Если больше — надо, как я понимаю, за учебу платить. Правда, в стандартах не говорится, сколько часов будет отводиться на изучение той или иной дисциплины. Сегодня в школе русскому языку отводится 1 или 2 часа, а сколько, по новым стандартам, той же физкультуре? Ведь у нас руководители образовательных учреждений, чтобы угодить вышестоящему начальству, физкультуре будут отводить и по 20 часов, мотивируя это заботой о здоровье детей. Физкультура необходима, но не за счет знаний. Должен быть баланс. Или взять, к примеру, такую дисциплину как «Россия в мире». Почему бы ее не отнести к истории, только отдельным разделом или в качестве обязательного факультатива? Таким образом высвободится один из предметов, за счет которого ученик сможет индивидуально выбрать дисциплину, за которую не надо будет платить.

Лидия КОРОЛЬ, директор методического центра управления образования Ростова:

— В новом стандарте есть то, что недоставало школе прошлых лет. Он является ключевым механизмом модернизации российской школы. В проекте четко прослеживается направленность к профильному обучению в старших классах. Каждый ученик сможет получать знания, ориентируясь на профессию, которую выберет. Новый стандарт также предусматривает свободу образовательного учреждения в формировании своей образовательной программы, что в новых условиях школе, несомненно, необходимо. Это отметили педагоги, ученые — участники «круглого стола», который состоялся в управлении образования Ростова. В то же время они обратили внимание на проблемы, которые требуют дальнейшей проработки. Например, педагоги предлагают обеспечить преемственность в содержании, структуре и механизме реализации системы всех ступеней школы: начальной, основной и старшей. Также четко прописать соотношение теоретической и практической части новых стандартов, соотношение базового и профильного уровня, практическую реализацию профильного уровня в старших классах. Свои предложения участники «круглого стола» передали в областное министерство общего и профессионального образования.