(Окончание. Начало в №№ 92-94)
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
Откуда деньги берутся
Вопрос финансирования важен для любого вуза. В скандинавских странах, Германии основу для развития науки составляет бюджетное финансирование. Самым богатым считается национальный фонд инноваций и технологий, финансируемый Союзом промышленников и предпринимателей Дании. Он выделяет до 70% всех грантов и является своеобразной «подушкой» образования страны. Еще один фонд фундаментальных исследований». По структуре он похож на российский, а вот по финансированию абсолютно частный фонд. Сюда поступают средства, которые вместо налогов страховые компании передают на развитие перспективных отраслевых
По словам Павла Давидовича, один из миллионеров, преклоняющийся перед наукой, все свое наследство завещал институту им. Н. Бора с условием, что ни одна крона не будет потрачена на зарплату, накладные расходы все 20 млн. евро должны пойти на закупку нового оборудования. А крупный предприниматель, который всю жизнь занимался бизнесом, пожертвовал 50 млн. евро на то, чтобы одна из лабораторий института носила его имя.
И таких людей, готовых внести пожертвования в развитие науки, в Дании много, говорит Павел Насельский. Хотим мы этого или нет, но либо поддержка образования и науки в России будет такой, как там, либо у нас ничего не будет.
Вопросы, вопросы
Вот что Павел Насельский ответил на вопросы коллег из ЮФУ.
Как строятся экономические отношения, в частности, между вашим институтом и университетом? Скажем, ваш институт выиграл грант, кто распределяет деньги, ректор?
Даже не поверите. Выиграть грант институт не может. Выиграть грант может Павел Давидович Насельский.
А кто распределяет деньги?
Снова не поверите Павел Давидович Насельский. Он точно знает, сколько и знает, что овер хед (отчисления) 20%. Через прохождение наших финансовых документов Министерство образования в любой момент может проконтролировать взяли 20% или 40. Поэтому по накладным расходам у нас вообще нет никаких противоречий. Потому что все раз и навсегда было задано государством.
Где возникают противоречия?
На университет, развитие инфраструктуры поступают так называемые разовые субсидии из бюджета. Внутри вуза они распределяются в форме грантов. И здесь начинается борьба между физиками, химиками, биологами
Каждому надо
Востребованы ли на Западе
Да. Так работает весь мир. Разрабатывается научное направление, и на него направляются деньги. Ничего нового. Только работай. Не будет
Сколько научных центров в вашем институте? Из каких стран работают ученые?
Внутри института действует 14 НИЦ плюс гигантский наноцентр. Что касается интеграции ученых, то недавно совместно с нашим институтом китайцы открыли три научных центра. Если раньше деньги у них шли на воровство технологий, то сейчас они вышли на качественно новый этап вкладывают средства в развитие фундаментальной науки. Как пример. Вы знаете, что китайский космонавт побывал в космосе. На чем он туда полетел? На нашей боевой ракете
Есть ли в Датском университете дистанционное обучение?
Дистанционное обучение пришло из бедных университетов. В самодостаточных вузах оно запрещено. Наше руководство говорит: «За что вам деньги платят? Вы должны видеть глаза студентов». По глазам можно определить, знают они предмет или нет. Дистанционное обучение может применяться для отдельных лекций, но не на весь курс.
Что стимулирует работу преподавателей?
Конкуренция.
В нашем университете существует так называемый паспорт компетенций. Каждую надо расписать на шести страницах. В вашем институте есть такое?
Вы меня убили! Я такого не знаю.
В чем видите недостатки российского образования?
Мы берем один элемент в образовании, а все остальное отбрасываем и считаем, что на этом будет держаться вся система образования. Как говорится, не чистите ружья кирпичом, англичане этого уже не делают. Нам надо перестать кричать, что мы лучшие в мире, и вернуться к своим корням.