В публикации «Запятую уберем» (4 марта 2011 года) мы говорили об образовательных стандартах. Сегодня продолжаем — приводим мнения экспертов системы образования, родителей и детей.
Возможность подготовиться к поступлению
Новые образовательные стандарты логическое продолжение уже существующих, считает руководитель Ростобрнадзора Надежда ТОЛСТИК. В начальной школе они уже вводятся, а стандарты старшей только предстоит утвердить. В повседневную жизнь новые правила будут внедряться постепенно. Этот процесс продолжится до 2020 года. Хочется успокоить родителей: ничего отрицательного изменения не принесут. Главное: образование останется бесплатным. Платить, как и прежде, придется за дополнительные образовательные услуги за все, что выше обязательного минимума. Как недавно подчеркнул президент, право на бесплатное образование закреплено Конституцией.
Напротив, появится реальная возможность выбора. Новые стандарты предполагают продолжить идею профильного обучения в школах. Она уже, кстати, реализуется на практике. Что плохого в том, чтобы ученик тщательно занимался, например, гуманитарными предметами, раз он стремится поступить, скажем, на филфак? Эту возможность новые стандарты предоставляют.
Да, есть перегибы. Я считаю: в старшей школе можно и нужно ученикам выбирать профили обучения. Но в средней с 5 по 9 класс этого не нужно делать. Ребенок еще сам не знает на тот момент, чего он хочет. В средней школе важно дать базовые знания.
«Нужны новые учителя»
Доктор технических наук, профессор Южного федерального университета Сергей ЖАК:
Откровенной маниловщиной и безграмотностью отдает введение
Да, школьникам необходимо больше заниматься физкультурой и спортом. Но простым увеличением часов этот вопрос не решить. Нужны хорошо оборудованные спортзалы, новые методики
Да, школьники перегружены. Но и этот вопрос нельзя решить простым сокращением числа изучаемых предметов или введением уровней изучения «интегрированный, базовый, профильный». Видимо, нужно изучать науки
Для новой системы образования нужны новые учителя. Они должны обладать большей универсальностью, широтой и философичностью мышления, умением обучать школьников с разными интересами, уметь увлекать учащихся, а не читать учебник «от сих до сих». Пока нет таких учителей
Требования к образованию снижаются
Борис АРЖЕНОВСКИЙ, кандидат социологических наук:
В следующем году мой старший сын заканчивает школу. Сравниваю его учебу со своей и прихожу к выводу: современные школьники и учатся намного меньше! Мой сын в той же школе, которую закончил я, в пятой ростовской гимназии. И преподаватели некоторые у него те же. Например, физик, который
По новым стандартам детям предоставят возможность выбора предметов. Да они в этом возрасте еще не готовы к выбору не знают, что им пригодится в будущем, в какой вуз поступить. Сегодня выбирают не будущую специальность. Тот вуз, в который легче поступить, выбирают. И ЕГЭ такую возможность выбора тоже дает
Все мои знакомые, вне зависимости от занимаемых постов, отправляют детей учиться за границу. Вот и я думаю: отправить моего сына сразу в колледж в Ванкувере
От российского образования улучшений в ближайшей перспективе я не жду.
Желание учиться пропадет
София, одиннадцатиклассница, победительница областных олимпиад:
Я против этих новых предполагаемых стандартов. Особенно если предусматриваются платные дополнительные предметы типа математики, иностранных языков и так далее. Тогда вообще ни у кого не будет желания их учить ни у детей, ни тем более у родителей. Кому будет охота платить деньги за образование, если их и так еле хватает даже сейчас, когда образование «бесплатное»? Я понимаю, если бы это были предметы типа ОБЖ, физкультуры ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ. А так физкультура, ОБЖ и еще «Россия в мире» обязательные, просто страшно становится. Ведь
Изменения стандартов аргументируют «воспитанием патриотизма у молодежи» новый предмет «Россия в мире» для этого вводят. Однако,