В публикации «Запятую уберем» (4 марта 2011 года) мы говорили об образовательных стандартах. Сегодня продолжаем — приводим мнения экспертов системы образования, родителей и детей.

Возможность подготовиться к поступлению

— Новые образовательные стандарты — логическое продолжение уже существующих, — считает руководитель Рост­обрнадзора Надежда ТОЛСТИК. — В начальной школе они уже вводятся, а стандарты старшей только предстоит утвердить. В повседневную жизнь новые правила будут внедряться постепенно. Этот процесс продолжится до 2020 года. Хочется успокоить родителей: ничего отрицательного изменения не принесут. Главное: образование останется бесплатным. Платить, как и прежде, придется за дополнительные образовательные услуги — за все, что выше обязательного минимума. Как недавно подчеркнул президент, право на бесплатное образование закреплено Конституцией.

Напротив, появится реальная возможность выбора. Новые стандарты предполагают продолжить идею профильного обучения в школах. Она уже, кстати, реализуется на практике. Что плохого в том, чтобы ученик тщательно занимался, например, гуманитарными предметами, раз он стремится поступить, скажем, на филфак? Эту возможность новые стандарты предоставляют.

Да, есть перегибы. Я считаю: в старшей школе можно и нужно ученикам выбирать профили обучения. Но в средней — с 5 по 9 класс — этого не нужно делать. Ребенок еще сам не знает на тот момент, чего он хочет. В средней школе важно дать базовые знания.

«Нужны новые учителя»

Доктор технических наук, профессор Южного федерального университета Сергей ЖАК:

— Откровенной маниловщиной и безграмотностью отдает введение курсов-монстров ОБЖ «Россия в мире», индивидуальный проект. Программы последних двух только должны быть написаны, хотя никакого опыта чтения таких курсов пока нет!

Да, школьникам необходимо больше заниматься физкультурой и спортом. Но простым увеличением часов этот вопрос не решить. Нужны хорошо оборудованные спортзалы, новые методики…

Да, школьники перегружены. Но и этот вопрос нельзя решить простым сокращением числа изучаемых предметов или введением уровней изучения — «интегрированный, базовый, профильный». Видимо, нужно изучать науки по-новому: в их исторической связи, взаимном развитии и взаимообогащении. Частично это означает возврат к Аристотелю, когда все науки объединялись в одну метафизику. К тому же и математика, активно изгоняемая авторами стандартов, в то время означала творчество! Опыт чтения основ математики филологам показал, что их неприязнь к математике вполне преодолима, а связи ее с музыкой и другими искусствами вызывают неподдельный интерес.

Для новой системы образования нужны новые учителя. Они должны обладать большей универсальностью, широтой и философичностью мышления, умением обучать школьников с разными интересами, уметь увлекать учащихся, а не читать учебник «от сих до сих». Пока нет таких учителей…

Требования к образованию снижаются

Борис АРЖЕНОВСКИЙ, кандидат социологических наук:

— В следующем году мой старший сын заканчивает школу. Сравниваю его учебу со своей и прихожу к выводу: современные школьники и учатся намного меньше! Мой сын — в той же школе, которую закончил я, — в пятой ростовской гимназии. И преподаватели некоторые у него те же. Например, физик, который был когда-то моим классным руководителем. Он нам по пять заданий задавал, а им — по три, порой — и того меньше. «А что толку давать больше, — говорит, — не справляются». Если плохо учатся дети, ругают учителя. Плохих показателей по успеваемости не хочется и учителям. Чтобы ученикам проще было хорошую отметку получить, дают меньший объем заданий.

…По новым стандартам детям предоставят возможность выбора предметов. Да они в этом возрасте еще не готовы к выбору — не знают, что им пригодится в будущем, в какой вуз поступить. Сегодня выбирают не будущую специальность. Тот вуз, в который легче поступить, выбирают. И ЕГЭ такую возможность выбора тоже дает…

…Все мои знакомые, вне зависимости от занимаемых постов, отправляют детей учиться за границу. Вот и я думаю: отправить моего сына сразу в колледж в Ванкувере или все-таки в российский вуз пусть поступает? Кириллу в Ванкувере понравилось — был там два месяца. И город входит в тройку самых комфортных в мире…

От российского образования улучшений в ближайшей перспективе я не жду.

Желание учиться пропадет

София, одиннадцатиклассница, победительница областных олимпиад:

— Я против этих новых предполагаемых стандартов. Особенно если предусматриваются платные дополнительные предметы типа математики, иностранных языков и так далее. Тогда вообще ни у кого не будет желания их учить — ни у детей, ни тем более у родителей. Кому будет охота платить деньги за образование, если их и так еле хватает даже сейчас, когда образование «бесплатное»? Я понимаю, если бы это были предметы типа ОБЖ, физкультуры — ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ. А так физкультура, ОБЖ и еще «Россия в мире» — обязательные, просто страшно становится. Ведь идиотов-подростков много, они начнут выбирать самые «халявные» предметы, для познания которых ума и старания много не надо. Да, эти стандарты внедрятся в 10-11 классах. В средней школе, обещают, все останется по-прежнему. Но, во-первых, за 2 года старшей школы можно забыть все что угодно (хотя бы тот же английский или математику) — при условии, что бесплатными будут только четыре обязательных предмета. Во-вторых, далеко не все старшеклассники знают, какие предметы им выбрать.

Изменения стандартов аргументируют «воспитанием патриотизма у молодежи» — новый предмет «Россия в мире» для этого вводят. Однако, по-моему, такая система ведет к обратному.