Дефицит инженерных кадров предполагают восполнить за счет сокращения гуманитарных специальностей в вузах. Решит ли это проблему?

Печально, но факт: сегодня государство на повестку дня выносит вопрос обеспечения отечественной промышленности квалифицированными инженерами — их катастрофически не хватает. Если раньше выпускники школ стремились поступать в технические вузы, чтобы в будущем работать на крупном предприятии, то сегодня картина иная. Так, из 200 тыс. выпускников технических вузов страны только треть устраивается по специальности, а две трети «растворяется неизвестно где». Одной из причин называют непрофильную подготовку специалистов,  в частности, по гуманитарным дисциплинам. Такие специальности предлагается сократить, а престиж технических поднять. 

Что взамен?

ДГТУ считается одним из лучших технических вузов нашего региона. За последние двадцать лет вуз не закрыл ни одной профильной специальности, в то время как многие вузы, чтобы выжить в 90-е, вынуждены были сокращать базовые специальности и вводить непрофильные. Сегодня по подготовке сварщиков ДГТУ — ведущий вуз на Юге страны, а в России занимает второе место после МГТУ им. Баумана.

— Еще в 80-х годах мы набирали сварщиков 125 человек — пять групп, сегодня — 25-30. — Работы стало больше — готовить стали меньше, — говорит ректор ДГТУ Бесарион Месхи. — Почему? Сегодня предприятия отдают предпочтение сварщикам из Турции, Болгарии, бывшей Югославии. Объясняют тем, что у них европейский уровень подготовки. Да мы готовим в десять раз лучше! К примеру, у нас с Германией заключен договор по аттестации сварщиков, которые будут востребованы и у нас, и в Европе. Чем этот уровень хуже?

С другой стороны, если вуз позиционирует себя как университет, он должен включать и гуманитарную составляющую.

Ректор ДГТУ считает, что одним сокращением гуманитарных специальностей в технических вузах вопрос нехватки инженерных кадров не решить. Проблема гораздо глубже. 

Ближе к производству

По мнению Бесариона Месхи, одна из основных причин того, что выпускники не идут к «станку», лежит в плоскости взаимных интересов вузов и предприятий, точнее, в их отсутствии. В ДГТУ давно поняли необходимость интеграции образовательного процесса и производства. Многолетние связи университета с «Рост­­вертолом» обеспечивают предприятие квалифицированными инженерно-техническими кадрами. А некоторое время назад на базе вертолетного производства была создана кафедра «Авиастроение». Это тот самый случай, когда студенты применяют знания на практике: работают в цехах, занимаются инженерно-техническими разработками. По такому же принципу работает корпоративная кафедра «Транспортное машиностроение» на базе НЭВЗа, «Автомобилестроение» на ТагАЗе, «Промышленная метрология» в Ростовском центре стандартизации и метрологии… В перспективе — создание корпоративной кафедры с другими крупными предприятиями области.

С третьего курса студенты набираются опыта и уже дипломированными специалистами приходят на производство — 99% выпускников устраиваются на работу. Плюс заочники, которых рекомендовали для поступления в вуз руководители этих предприятий. При таком взаимодействии вуз может нормально готовить специалистов, а производство не искать инженерные кадры на стороне.

В теории и на практике

Но таких предприятий не так много. Большинство забыли о том, что такое производственная практика студентов. Есть еще одна проблема. Случается, что в технических вузах обучение будущих инженеров проходит на старом оборудовании, а на производстве установлено новое. Бывает и наоборот — в вузах студенты изучают современные станки, а работать на предприятии приходится на физически и морально устаревших. Нестыковка получается. Для решения проблемы глава государства предлагает оснастить новейшим оборудованием лаборатории технических вузов. Предположим, изучив такое оборудование, выпускник придет на завод. Не факт, что он увидит современную технику. Выходит, новое оборудование должны одновременно приобрести и сами предприятия. Если это произойдет, то явно не так быстро. Пока в подавляющем большинстве наше производство «живет сегодняшним днем и вчерашним опытом». 

Менять надо не только станки, но и менталитет производственников в отношении к молодым кадрам. Ректор ДГТУ объездил 70% предприятий области.

— Это огромные производственные мощности с большим энергетическим запасом и нехваткой кадров, — рассказывает он. — Многие руководители говорят, что не могут удержать специалистов — уходят. Один из них как-то с гордостью сказал, что  заработок сварщика на его предприятии — 25 тысяч рублей. А у молодого специалиста — от 7 до 10 тыс. За инженерную мысль, труд, который он должен организовать на производстве, ему платят зарплату на уровне пенсии. Естественно, что он больше двух-трех месяцев на таком предприятии не задержится. Когда тому же директору  предприятия я сказал, что привлечь кадры нужно достойной зарплатой, социальным пакетом, жильем, он ответил: «Это накладно». Тогда о какой нехватке квалифицированных инженеров может идти речь?!

По мнению ректора ДГТУ, подход к подготовке инженерно-технических кадров нужно менять в корне:

— Если раньше знания обновлялись каждые пять лет, то сейчас — каждые три года. Что уж говорить о стратегии развития производства. Мы не знаем, по каким технологиям оно будет развиваться через пять-десять лет, какие инженерные кадры будут востребованы. Это важные вопросы. Нужна государственная политика, взаимодействие всех заинтересованных ведомств, четкая программа по подготовке кадров. Только так мы сможем преодолеть кризис инженерно-технических специальностей в промышленности.