В 2007 году только 24 процента выпускников педагогических колледжей Ростовской области трудоустроились по специальности. В 2010-­м таких счастливчиков оказалось 63 процента. Что стоит за сухими цифрами? Кто идет сегодня в учителя?

Помнится, в том же 2007­-м министр образования Андрей Фурсенко приехал в Ростов и побеседовал со студентами ЮФУ. Ответ на вопрос о перспективах для молодых учителей студентов Пединститута взволновал до глубины души: оказывается, молодежь в школах и не ждут, сказал министр. Дескать, вакансии заняты опытными педагогами, давно и долго работающими в системе образования. Слова министра на сто процентов так и не нашли подтверждения в реальной жизни. Если городские школы в общем и целом, как тогда, так и сейчас, укомплектованы, то сельским иногда хоть «караул» кричи…

— Вчера звонил директор одной сельской школы: ему требуются учителя начальных классов, — рассказывает директор Донского педагогического колледжа, председатель Совета директоров педколледжей ЮФО и Ассоциации педколледжей ЮФО и СКФО Олег Степанов. — Особенно много заявок поступает на подготовку воспитателей детсадов и учителей физкультуры.

Учителя нужны. Но насколько охотно идут в эту профессию? Простой опрос показывает: идти бы рады, да зарплата невелика. В прошлом году был отмечен всплеск прихода молодых педагогов в школы. Он случился в отдельно взятом городе — Батайске. Тринадцать свежеиспеченных выпускников вуза дали свои первые уроки. Им условия обеспечили. По 250 тысяч рублей в прошлом и столько же в нынешнем году выплатят — по условиям Всероссийского конкурса, победителями которого они стали. Взамен должны отработать не менее пяти лет в школе. Мало того, всех иногородних из этих 13 администрация Батайска поселила в отремонтированном общежитии. От мэра идет добавка к зарплате молодым педагогам — две тысячи рублей тем, кто с высшим образованием, и тысяча — для выпускников колледжей. Мелочь, как говорится, а приятно. В большинстве районов области молодым педагогам обещают в лучшем случае место на съемной квартире, в худшем — не обещают ничего вообще.

Количество студентов педагогических учебных заведений упало в разы. Причины не только в том, что не хотят идти в педагоги. Абитуриентов пока мало — демографический кризис. Чтобы сохранить саму систему подготовки педкадров, в Ростовской области пошли по пути объединения средних профессиональных учебных заведений. Из восьми ныне существующих педколледжей в ближайшем будущем четыре­пять останутся.

— Это вынужденная, но логичная мера, — считает Олег Степанов. — Сегодня в каждом из действующих колледжей порой с трудом набирают группы по существующим специальностям, а то и не набирают вовсе. Если несколько колледжей станут одним учебным заведением, будет проще.

Плохого в этом ничего нет. Учебные заведения не закроются. И если через некоторое время количество абитуриентов возрастет, объединенные могут вновь стать отдельными колледжами. Объединяться вынуждают изменившиеся условия. Если учебное заведение не пользуется популярностью, финансирование могут существенно снизить…

Наблюдается отрицательная тенденция: многие школы уже не берут выпускников колледжей — они портят картину показателей директорам! Считают, что учителя должны быть с высшим образованием…

На пятки средним профессиональным наступают вузы. В некоторых регионах директора колледжей наотрез отказываются сотрудничать с педуниверситетами и просто университетами: абитуриентов «забирают» — те идут получать высшее, а не в колледж. В Ростовской области всё по­-другому. Совет директоров педколледжей действует в тесной связке с высшей школой. На основе договоров сотрудничают с Педагогическим институтом ЮФУ и Таганрогским государственным педагогическим институтом. Договоры этим абитуриентам могли дать, к примеру, обучение по ускоренной программе — такая возможность была обозначена и в стандартах образования. Теперь нельзя. Изменились правила. Новые стандарты профессионального образования — явно в пользу вузов. Уже с 1 сентября 2011 года они вступят в силу. Стандарты затрудняют переход студентов из педколледжей в вуз — они учатся четыре года, получают среднее профессиональное образование, а потом еще почти столько же — на бакалавра. Еще в стандартах этих, например, прописано, что в колледжах нельзя готовить учителей иностранного языка и целого ряда педагогических специальностей. Среднему профессиональному оставили подготовку воспитателей детских садов, учителей музыки, физкультуры, педагогов начальной школы…

Чтобы не остаться и вовсе «на задворках», педагогические колледжи ведут переговоры с Пединститутом ЮФУ о возможности целевого набора. В вузе готовы комплектовать группы выпускников средних профессиональных — эти студенты не просто подготовлены к учебе по профилю, но уже почти гарантированно пойдут в профессию.