Во Всероссийском смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус» звания лучшего удостоен аксайский Д. Ефремова казачий кадетский корпус. Третье призовое место тоже у наших — шахтинского Я. Бакланова казачьего кадетского корпуса.

— Это — подтверждение того, что в создании системы казачьего образования мы идем правильным путем, — считает атаман Всевеликого Войска Донского, казачий генерал Виктор ВОДОЛАЦКИЙ. — Забота о детях — это не только вовремя накормить, обуть и одеть. На Дону всегда детей учили, воспитывали: уважай стариков, чти родителей, люби отчий край, храни верность Отчизне. Казачья присяга — это святое… И именно духовная составляющая воспитания всегда была главной. Этим традициям мы и стараемся следовать, строя свою работу с детьми. Никогда не соглашусь, если в конкурсе на лучшее образовательное учреждение победителем признают то, где компьютеров больше, здание комфортнее, — хотя и это важно. Но без души все это теряет смысл, нужного эффекта от работы такого образовательного учреждения не будет. И в нынешнем конкурсе были кадетские корпуса, оборудованные куда «круче», чем наш, аксайский. Но наши оказались сильнее как раз своей верностью традициям и казачьим духом.

— Помнится, когда в феврале 2008 года Д.Медведев и В.Путин были в Ростовской области, они побывали у кадетов в Аксае. Тогда шла речь о строительстве нового спального корпуса…

— Сейчас стройка уже близится к завершению. Рядом с учебным корпусом стоит новое современное здание. Оснащено всем необходимым для отдыха ребят. Введение корпуса в строй позволит дополнительно принять еще 180 кадет. У нас же конкурс — 10 человек на место!

А осенью появится здесь и новое поле для игры в мини-футбол с искусственным покрытием. Его построили по решению попечительского совета корпуса. Очень помогала администрация Аксайского района.

— Виктор Петрович, десять человек на место при том, что даже во многих вузах конкурса в этом году практически не было, — это серьезно. Столько желающих?

— Да. Потому что уже видны результаты работы системы казачьего образования. И воспитания. Каждый выпускник кадетского корпуса не только хорошо изучил школьную программу — он физически крепкий, с хорошей подготовкой, знает историю родного края, историю казачества. По итогам нынешнего учебного года все выпускники получили документы об образовании, пятеро кадет за особые успехи в учебе были награждены серебряными медалями, более половины выпускников имеют награды за участие в спортивных соревнованиях и в творческих конкурсах.

Выпускники казачьих кадетских корпусов показали хорошие результаты на ЕГЭ. Александр Будачев из белокалитвинского М. Платова казачьего кадетского корпуса набрал 90 баллов по русскому и английскому языкам, Юлия Ким — 79 баллов по русскому языку. Иван Белов из шахтинского Я.Бакланова казачьего кадетского корпуса набрал 79 баллов по русскому языку… Каждый год более 85 процентов выпускников поступают в высшие учебные заведения…

— То есть качество образования сомнений не вызывает…

— Да, и плюс к этому — очень важный компонент: воспитание граждан, патриотов. Сегодня, слава богу, вспомнили о необходимости воспитывать патриотизм, готовить с юности к служению Отечеству. Это — социальный заказ государства.

Сегодня востребованы казачьи кадетские корпуса, казачьи кадетские профессиональные училища, а завтра мы сможем уже говорить о популярности и высших казачьих учебных заведений. К примеру, в Ростовском филиале Московского государственного университета технологий и управления уже начата работа по включению в учебный план вуза предметов казачьего компонента. Студенты будут углубленно изучать культурно-исторические традиции донского казачества.

Начата разработка учебного курса «Доноведение». Эту дисциплину будут преподавать в общеобразовательных учебных заведениях области. Программно-методический материал готовит по поручению губернатора Ростовской области группа ученых, педагогов-практиков, работников культуры…

Пришла пора говорить о развитии целостной системы казачьего образования и воспитания. Уже сейчас она включает в себя более 200 образовательных учреждений — детские сады, школы, кадетские корпуса, кадетские профессиональные училища… Но желающих отдать своих детей в систему казачьего образования становится все больше. Значит, нужно открывать новые корпуса и казачьи школы, нужно переводить в статус казачьих общеобразовательные учреждения. Над этим мы как раз и работаем.