Сегодня школа совсем не та, что еще лет пятнадцать назад. Здесь — новые формы обучения (вплоть до виртуальных), компьютеры, интерактивные доски…

Но почему-­то особого интереса к учебе современный школьник не проявляет. Что ж так плохо он тянется к знаниям? Ответы на этот и другие вопросы, связанные с проблемами средней школы, звучали на совместном заседании Народного клуба и ростовского филиала Клуба политического действия «4 ноября».

Учиться — модно?

Председатель РРО Всероссийского педагогического общества Александр Нечушкин отметил, что если с детского сада дети привыкли к игровой форме обучения, а в школе ее нет, то учиться им будет неинтересно. Школа должна учитывать индивидуальные особенности психики ребенка, его индивидуальные качества. И, конечно, «учение с увлечением» зависит как от воспитания в семье, так и от школьной среды. Если ребенку не нравится школа (даже интерьер), не говоря об учителе, у него интерес к учебе пропадает.

Политолог Сергей Смирнов считает, что учиться сегодня в школе должно стать модным. «Это один из основных моментов, но не главный», — сказал Олег Степанов, директор Донского педагогического колледжа. По его словам, проблем с тягой к знаниям у детей нет, их только развивать надо. Главное — детям надо дать перспективу, где и как они смогут потом приложить свои знания.

Начальник отдела Центра развития карьеры ЮФУ Наталья Пец заметила, что «учиться модно» будет тогда, когда ученик поймет, для чего он учится. А для того, чтобы ученик шел к цели, в школе должна быть система различных мер.

«Я посвятил школе 37 лет, работал по 57 часов в неделю, — сказал начальник управления образования Ростова Александр Уваровский. — И я не знаю ответ на вопрос: «Почему дети не хотят учиться в школе?» Причин много. Ответ, видимо, надо искать в самой образовательной системе». По его словам, главные вопросы в образовании — чему учить, как и когда.

Как вернуть престиж учителю?

По мнению Александра Уваровского, основными показателями в школе являются оценки. Но если учитель в ребенке будет видеть прежде всего личность, а не его оценки, тогда изменится не только отношение ученика к учебе, но и к самому педагогу. Критерий уважения и престижа должен быть заложен в самом учителе. Он также заметил, что самооценка педагога не зависит от его зарплаты: «Если я, как учитель, буду получать 15 тысяч рублей, а завтра — 40, мое отношение к работе не изменится».

С другой стороны, необходимо также, чтобы государственная политика была направлена на улучшение имиджа педагога. Педагоги считают, что поддержать учителей в их работе могли бы и СМИ. Однако в редких изданиях можно сегодня найти положительную публикацию о личности учителя, его профессии. Не говоря о фильмах. Зам. директора ростовской гимназии № 12 Владимир Никитин заметил, что раньше экранный учитель для общества становился героем. Благодаря таким фильмам выпускники школ шли в учителя. Сегодня таких фильмов нет. А телесериал «Школа» ничего общего со школой не имеет.

По мнению педагогов, какие бы трудности ни переживала школа — будущее за учителями. Обществу без них не обойтись.