В России разработана Концепция по работе с одаренными детьми. Этот документ содержит конкретные предложения: например, дополнить вузовские курсы «Педагогика» и «Психология» разделами об одаренных детях и организовать подготовку и переобучение для учителей, которые пойдут работать в спецшколы и лицеи.

Предполагается финансовая поддержка учителей и учебных заведений, которые будут растить таланты. О специфике работы с одаренными детьми мы говорим с кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры общей физики Южного федерального университета Виктором Крыштопом.

Виктор Геннадьевич вырастил более двадцати победителей олимпиад российского и международного уровня. Крыштоп — эксперт в олимпиадном движении, ведет экспертизу заданий, которые решают школьники на олимпиадах. Педагог и вузовский преподаватель, он точно может судить о том, каково это — работать с одаренными…

— Обычным учителям порой просто не хватает знаний. Именно поэтому так важно уметь преподнести ребенку, который чем-то увлечен, то, что его интересует. А для этого нужно знать намного больше школьной программы.

Развитию индивидуальной работы с детьми не способствуют и реалии системы образования. Подушевое финансирование, введенное несколько лет назад, ее убивает. Сегодня школы заинтересованы в наполняемости классов: от этого зависит количество средств, которое они получат. Наполняют старшие классы кем угодно — отбора нет. Отсюда и падение качества образования…

— Вы сейчас занимаетесь физикой с одаренными детьми дистанционно, преподаете в Центре, открытом министерством образования. А как же личный контакт с учениками?

— Он обязательно должен быть. Мне удалось пообщаться с учениками только на областной олимпиаде. Этого очень мало. Обязательно должна быть очная сессия — дня два-три с ними поработать, выяснить их приоритеты. Дальше уже можно учить дистанционно. Для очных встреч преподавателей и детей, желающих учиться углублённо по предметам, нужно предусмотреть финансирование. Чтобы заниматься регулярно, повышать уровень знаний детей, дистанционные занятия по Интернету очень хороши методически. Главный плюс — детям из дальних районов не нужно приезжать сюда, в Ростов.

— Кстати, а что вы думаете о финансировании работы с талантливыми школьниками в целом?

— Финансы нужно вкладывать точечно. Нужно предусмотреть именные гранты для учителей, стипендии для учеников. Тогда это сработает.

Это и предполагается делать в рамках Концепции. Но там речь идет о студентах, да и критерий совсем иной. Сообщается, что уже в этом году студенты и аспиранты, которые учатся на специальностях, востребованных экономикой, получат 3000 именных стипендий президента РФ в размере не менее 7 тысяч рублей, а также 5000 стипендий правительства в размере не менее 5 тысяч рублей.

Поддержка педагогов, подготовивших победителя всероссийской или международной олимпиады, будет вестись избирательно. Если они не имели премий и прибавок к окладу, то смогут рассчитывать на солидное материальное вознаграждение. Учитывая то, что те или иные надбавки есть у многих педагогов, работающих в сфере образования не первый год, напрашивается вопрос, поощрят ли их в случае успеха ученика?..

У Виктора Геннадьевича Крыштопа их много было — успешных. Один из них сейчас работает в США. Ученик Крыштопа Дмитрий Абанин уже сделал имя себе в науке, но там, за океаном…

— Он не хотел уезжать, — говорит Виктор Геннадьевич. — Однако на последних курсах МФТИ его научный руководитель, у которого Абанин собирался писать диплом, уехал в США. Пригласил Дмитрия доучиться в американском вузе. Абанин — золотой призер международной олимпиады. Ему было дано право учиться в США бесплатно. Он там и остался.

Он востребован в научных учреждениях Америки, с нобелевскими лауреатами по физике работу написал. Однако от российского гражданства не отказывается. Спросил недавно у Абанина, планирует ли вернуться. Сказал, что пока нет. Там он чувствует себя ученым мира. А сможет ли он устроиться в России? В США ему платят раз в пять больше, чем получал бы здесь. Никто не пинает его за занятия наукой. Напротив, создают все условия для работы.

— А как сделать, чтобы таланты оставались в России?

— Единого рецепта на этот счет не существует. Но рискну предположить: для эффективной подготовки талантливых детей нужно выстроить своеобразную пирамиду «школы-университеты-научные учреждения». Причем нужно бы разделить обычные университеты и те, которые будут взращивать интеллектуальную элиту страны. В какой-то мере это сегодня делается. Взять те же федеральные университеты. Однако при них обязательно должна быть мощная научная база. Причем обеспеченная постоянными заказами.

— Наверное, это и пытаются сделать, создавая «Сколково…»

— Сомнительная идея. Кто там работать будет? Наши хотят вложить деньги и тут же получить результат. Так не бывает. Внедрение научных разработок в жизнь — процесс долгий. И ставить тут только на бизнес не надо. Должна быть поддержка государства…

— Может, будущих ученых нужно растить еще со школьной скамьи? Есть ли на уровне региона, страны какая-то система работы с талантливыми детьми?

— В стране есть, в регионе она нарушена. Раньше как было: после областных олимпиад дети отправлялись на зональный этап и только потом — «на Россию». У регионов имелись равные квоты участников всероссийских олимпиад. Вот уже несколько лет как зональный этап ликвидирован. После области дети сразу едут на всероссийскую олимпиаду. Хорошо, если едут. В последние годы желающих бороться за победу на всероссийской олимпиаде по физике нет практически. Зато увеличилось число участников из Москвы. Благодаря новой рейтинговой системе москвичам (они же, в конце концов, и отвечают за проведение всероссийской олимпиады!) удается приписывать своим дополнительные баллы. Те, кто формально не прошел по баллам, не участвует «на России». Раньше было более объективно. Победители зональных олимпиад получали право участия во всероссийских…

Изменить существующий порядок можно только на федеральном уровне.