громко сказал перед самым уроком четвероклассник Игорь Федорин

Ну-ка, ну-ка, подойди сюда и повтори, — вызвал его к доске учитель.

Несколько смутившись, ученик все же вышел и повторил.

— А теперь подумайте и скажите, кто из древнегреческих богов мог бы произнести такую фразу? — обратился к классу учитель.

То ли задача оказалась сложноватой, то ли мое — незнакомого человека — присутствие повлияло, но в классе повисла пауза.

— Когда вы идете по Большой Садовой, какие античные боги смотрят на вас со стен старинных зданий?

— Гермес!

— Гигиея!

— Монета! — раздалось несколько голосов. Прозвучали другие варианты. В итоге было решено, что эта фраза вполне могла бы принадлежать охочему до приключений Гермесу.

Потом учитель достал из своей походной сумки маски античных божеств, и ученики с удовольствием стали их примерять. При этом от них требовалось объяснить, какая кого символизирует и почему.

— А теперь будем лепить древнее судно — триеру, груженную амфорами, с гарпией на мачте.

Дети легли на специальные ортопедические кушетки с маленькими столиками у изголовья, учитель достал из сумки и протянул каждому по куску глины.

Такие интерактивные уроки, посвященные античной истории и культуре, есть в расписании для начальных классов в единственном учреждении нашей области — ростовской школе-интернате №28. Там обучаются дети, больные сколиозом, но профиль школы в данном случае, пожалуй, ни при чем. Разве что появился этот эксклюзив в том числе и благодаря стремлению педагогов следовать давнему здешнему принципу: «Лечение радостью». А воплотил в жизнь идею необычных уроков, на которых детское творчество сочеталось бы с изучением истории, известный на Дону человек, историк, сотрудник археологического музея-заповедника «Танаис» Валерий Федорович Чеснок.

— Уроки античной истории, которая является частью истории Дона, для нашего музея — не новость, — говорит Чеснок.— Мы проводим их у себя в музее, читаем лекции в школах. Но это краткие встречи, эпизодические. А с ростовской школой №28 сотрудничаем уже четыре года. Дети занимаются по специально разработанной для них программе, урок — раз в две недели.

На этих занятиях Валерий Чеснок знакомит детей с античными мифами, рассказывает о «крылатых выражениях», которые появились в нашем языке благодаря как раз таким мифам и легендам. Он показывает им фотографии старинных ростовских зданий с рельефами на античные сюжеты и объясняет, кто и почему на них изображен. Словом, получается познавательно и увлекательно, с элементами театра: ведь порой дети надевают маски или костюмы, сшитые сотрудниками музея, и разыгрывают сценки из жизни древнегреческих богов и героев. Обязательный элемент урока — лепка из глины. Очень полезное занятие: развивает моторику рук, что, как считается, способствует, в свою очередь, развитию речи и интеллекта. А еще это позволяет лучше усвоить античную историю: ведь лепят что-нибудь такое, древнегреческое.

— У нас вообще большое внимание уделяется вне­школьным развивающим программам, — продолжает этот разговор педагог-организатор Ирина Григорьевна Галахова. — Но дружба с музеем-заповедником «Танаис» — особый случай.

Курс, который ведет Валерий Федорович Чеснок, завершается поездкой в Танаис, экскурсией по древнему городу. Но особенно волнительно для ребят то, что их принимают в танаиты. Этому предшествует экзамен (он проходит тут же, в музее) и только потом — церемония посвящения в танаиты, которую проводит Верховный жрец древнего города (его роль исполняет один из сотрудников музея).

В прошлом году музею-заповеднику «Танаис» исполнилось 50 лет. В юбилейных торжествах участвовали и ученики 28-й школы: Оля Мирзоян исполнила танец Молнии, брошенной на Землю Зевсом. А еще раньше танаиты из 28-й школы открывали в Танаисе традиционный пушкинский праздник.

… Оценок за лепку Валерий Чеснок своим ученикам не ставит, но имена лучших ваятелей объявляет. На сей раз этот титул достался Тимуру Нематуллаеву.

— О чем будет следующий урок? — поинтересовались ученики.

— Об античных богах, упомянутых в стихах Пушкина, — ответил учитель.

— А наш класс поедет в конце этого учебного года в Танаис?

— Поедет.

— Ура!