«Мамина школа» — вот так ласково переводят в Пролетарске то, что на казенном языке называется отделение дошкольного образования (сокращенно ОДО). Таких ОДО в городе Пролетарске три, столько же — в районе. Их обитатели — малыши в возрасте от двух лет.

Дверь в другую жизнь

ОДО — это, по сути, детский сад при школе. Кроме воспитателей, заниматься с детьми приходят и их будущие учителя начальной школы. А еще на уроках в ОДО можно присутствовать родителям. Отсюда и название — «мамина школа». В ней адаптация ребенка к «большой» школе проходит легче…

Отделения дошкольного образования находятся в одном здании со школами. Чтобы в них оказаться, достаточно открыть дверь в помещение, выделенное специально для самых маленьких учеников…

Директор школы № 6 Пролетарска Лариса Комарова так и делает. Секунду назад мы с ней шли по коридору типовой школы. Обстановка и распорядок соответствующие: звонок, перемена, уроки… А за дверью начинается совсем иная жизнь. Средняя группа уже поела, на обед идут более старшие дети. А «ясельные» в это время спят. Как и полагается, после обеда — тихий час…

Пока дети кушают, замдиректора Елена Лебедева, отвечающая за дошкольное отделение, рассказывает:

– В школу мы ходим регулярно. На все школьные праздники, обязательно на Первое сентября, приводим наших малышей… Детки знакомятся со школьной атмосферой, привыкают к ней. Самое главное, благодаря усилиям педагогов приходят на учебу в школу подготовленными…

Кстати, хорошей подготовке способствуют и новые стандарты второго поколения, которые предполагают определенный объем часов на внеурочную деятельность, и хорошее оснащение классных кабинетов. Школа №6 вместе с гимназией №3 Пролетарска получили комплект оборудования для начальных классов. Он здорово поможет педагогам.

Интеграция детского сада и школы, среднего образования со средним профессиональным, а затем и высшим. Эта многоуровневая система, о которой так много говорят, постепенно начинает воплощаться в жизнь. И не только в крупных городах…

Английский с ранних лет

Конечно, о вузах в Пролетарске и не мечтали, а свой кооперативный техникум когда-то был. Он являлся подразделением Белгородского университета потребительской кооперации. И его выпускники на льготных условиях могли получить образование в Белгороде или в ростовском филиале университета.

С кооперативным техникумом сотрудничала школа №4. Сейчас здесь развивают новое для себя направление — отделение дошкольного образования. Оно появилось только год назад и называется «Журавушка». В отличие от детсада при шестой школе «Василек», это название воплощено зримо. Прямо перед зданием стоит фигура журавля.

– Только его и удалось спасти! — говорит директор школы Татьяна  Перевозникова.

Когда-то через весь Пролетарск проходил гидропарк. Были созданы искусственные озера и острова, а по берегам установлены фигуры различных животных. В лихие девяностые гидропарку пришел конец, фигурки растащили. В лучшем случае на свалку выкинули. Журавля удалось спасти благодаря Татьяне Перевозниковой. Теперь ей в укор ставят: что же остальных, мол, не сохранила…

«Журавушка» пользуется большой популярностью в Пролетарске. Несмотря на то, что детсад открылся всего год назад, отдать в него детей желают многие. Да и четвертая школа — в числе лучших. По словам директора, в прошлом году она могла набрать целых три первых класса. Отсутствие классных комнат помешало: сформировали только один…

«Фишка» четвертой школы — работа с одаренными детьми. Здесь к каждому из них — индивидуальный подход. 23 творческие лаборатории по самым разным направлениям и темам! Каждая лаборатория состоит из семи-десяти ребят. Возраст — с первого по десятый класс. Если в первом ребенок стал ходить на занятия творческой лаборатории «Геометрия вокруг нас», то к седьмому классу он уже обладает развитым пространственным мышлением.

Педагогический процесс в школе четко выстроен, а занятия в детском саду для коллектива пока в диковинку. В буквальном смысле с нуля начинали.

Большую часть работы в новой для школы сфере взяла на себя заместитель директора Елена Алтухова. Она в 2006 году закончила Таганрогский государственный педагогический институт. Четыре года в детском саду работала. Опыт имелся…

Из новаций, которые планирует ввести молодой замдиректора в «детсадовскую» жизнь, —  попробовать с малышами учить английский язык. Показательная тенденция: я пошел в первый класс в 1991 году, английский мы учили в третьем классе. Сейчас педагоги предлагают изучать иностранный язык уже в трех-пятилетнем возрасте…

Выпускникам «Журавушки» повезет. Когда они вырастут из «детсадовских» штанишек и придут учиться в школу №4 (во всяком случае, большинство из них), они не только смогут участвовать в творческих лабораториях, но и, став постарше, делать школьную газету, журнал и даже информационную телепрограмму. «Да, не удивляйтесь, — говорит директор. — У нас есть свое школьное телевидение. С 2007 года существует. На первых порах мы делали длинные программы по 45 минут. Потом поменяли формат и ограничиваемся короткими 10-15-минутными…»

По словам директора, позиционирование школы — важная задача. Однажды юные тележурналисты прошлись по улицам Пролетарска и спросили, с чем у местных жителей ассоциируется школа №4. Одни сказали, что с высоким уровнем образования, хорошими учителями. Другие — что там булочки вкусные пекут. Для третьих все школы кажутся одинаковыми…

Однако последний ответ не соответствует тенденциям времени. Между школами все сильнее развивается конкуренция. И поэтому позиционирование учебного заведения — отнюдь не праздный вопрос, заданный ребятами с подачи взрослых. Сегодня родители голосуют за школу в буквальном смысле ногами. Есть школы популярные, а есть те, которые на грани закрытия. С детскими садами ситуация иная. Однако, учитывая курс на все большее появление новых детсадов, рискнем предположить: пройдет определенное время, и конкуренция перейдет на дошкольное звено системы образования… Остается надеяться, что произойдет главное — качественное улучшение подготовки детей к школе…