С переходом на новые образовательные стандарты немало вопросов вызывает начальная школа. Теперь, согласно стандартам, она должна находиться отдельно от средней и старшей ступеней школы. На практике же не все так просто.

Здание младшей школы должно быть автономным. Здесь предусматривается зона отдыха для детей, столовая, комната для игр. Замечательно! Вопрос в том, что таких зданий под начальную школу нет. Выход один — приспосабливать уже имеющиеся школы «под новые условия». Теперь согласно внесенным Министерством образования и науки РФ изменениям в закон об образовании в общеобразовательные учреждения детей будут принимать по территориальному принципу. То есть ученики будут ходить в школу, расположенную рядом с домом, чтобы ребенок мог добраться туда либо пешком, либо, согласно установленным нормам, за 15 минут на транспорте. Это в идеале. В действительности все сложнее. 

Раньше школы возводились с учетом инфраструктуры строящегося микрорайона. Они  были рассчитаны на обучение детей с 1-го по 11-й классы. Тогда никто не мог предугадать, что время спустя понадобятся здания еще и для начальных школ. А сейчас они должны быть в каждом микрорайоне. Скажем, в Западном жилом массиве застраивается 10-й микрорайон. Территориально туда попадает улица Жмайлова. «Куда определять детей?», — спрашивают родители. Оптимальный вариант — в расположенную рядом школу № 60. Но она находится в «своем» микрорайоне, и там тоже есть дети, которые должны учиться в начальной школе. «Нам придется пойти на то, чтобы территориально «сдвинуть» микрорайоны, поскольку ниже, по улице Краснодарской, находится 87-я школа, — говорят в управлении образования города. — Жмайлова «отдадим» 60-й — детям она территориально ближе, а ребят из 60-й определим в 87-ю школу. Но это мера вынужденная».

Не легче решается проблема со школами и в центре города. В частности,  36-я гимназия и 43-я школа имеют здания, приспособленные под начальную школу. Однако от основных общеобразовательных учреждений они расположены на неблизком для ребенка расстоянии. И детям, проживающим ближе к основным школам, добираться до «началки» будет неудобно. Преимущество этих образовательных учреждений в том, что они специализированные, 36-я гимназия — с углубленным изучением английского языка, 43-я — со спортивным уклоном. И они сохраняют право выбора ребенка. Если, предположим, родители захотят определить ребенка в 36-ю гимназию, а у него дефект речи, то родителям вначале порекомендуют показать ребенка логопеду, а уже потом решать, где ему лучше учиться. Впрочем, и первокласснику, у которого с речью и дикцией все в порядке, добираться от ул. М. Горького, где он проживает, до той же начальной школы №36 на ул. Тургеневской будет затруднительно. Для других основных школ в центре города вопрос расстояния до «началки» не менее сложный. К примеру, в 45-й гимназии учатся дети с 1-го по 11-й классы. Здание тесное, и гимназию планируется реструктуризировать. Но, опять же, от самой гимназии начальная школа будет далеко. Спрашивается, о какой шаговой доступности может идти речь? Тот самый случай: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…» В Министерстве образования и науки РФ идею образования начальной школы «запустили», а об условиях ее реализации на местах даже не подумали.

Правда, в управлении образования Ростова уверяют, что в развивающихся микрорайонах запланировано строительство новых школ и в перспективе они помогут «разгрузить» школы соседних микрорайонов. А в центре города придется исходить из «имеющихся возможностей». Но по всему видно, что возможности невелики. Если даже город замахнется на строительство новых школ в центре, то контингент учащихся в них сократится в три раза. Потому что сегодня предъявляются серьезные требования к земельному участку и площадям образовательного учреждения. Так, одно из требований заключается в том, что здание общеобразовательного учреждения должно размещаться во внутриквартальной территории того ли иного района города, удаленного от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 -170 метров. Центр давно застроен, и строительство новых школ на земельных участках внутри жилых кварталов  практически невозможно. Есть, правда, ветхое жилье, которое давно просится под снос. Но не факт, что на его месте появятся новые школы. И все же строить школы придется. Задача для местной власти: известно, что раньше появиться новым школам мешала демографическая ситуация, сегодня ситуация изменилась. К 2011 г. рождаемость за последние три года выросла на 12%. Если в 2007 г. на свет появилось 9,5 тысячи ростовчан, то уже в 2010-м — почти 11 тысяч. Через 5-6 лет эти дети пойдут в школу. Спрашивается: «Где они будут учиться?» 

Второй вопрос, который волнует родителей: будет ли обучение платным? По новым образовательным стандартам за учебу в начальной школе платить не надо. А вот за дополнительные услуги придется. Что имеется в виду? Пребывание ребенка в школе «полный» день. В первой половине дня — уроки, во второй — обед, отдых, выполнение домашних заданий. В данном случае оплачивается вторая половина дня. По возможности директор школы набирает таких детей в один класс, а тех, кто собирается ходить только на уроки, — в другой. Он же определяет сумму за пребывание ребенка в группе «полного» дня. Платными также могут быть дополнительные занятия. Начальник управления образования Ростова Александр Уваровский говорит, что в начальной школе число платных услуг будет уменьшаться. Сейчас педагогам добавили 10 часов для дополнительных занятий в первом классе. И родители сами могут выбирать, чем их ребенку будет интереснее заниматься.