Обязательным для всех Федеральный государственный стандарт (ФГОС) старшей школы станет с 1 сентября 2020 года, как раз когда ребята, которые в этом году закончили первый класс, перейдут в 10­й класс, то есть они все одиннадцать школьных лет будут учиться по новому ФГОС.

Новый образовательный стандарт призван развить у школьников навыки проектной деятельности и умение работать в команде. Это означает, что практических заданий теперь будет значительно больше. Предусматриваются отдельные учебные часы на экскурсии, участие в конференциях и другие виды внеурочной деятельности.

Проверкой на соответствие образовательным стандартам в Ростовской области занимается Ростобрнадзор. Если обнаруживаются нарушения, школе выносится предписание и срок на устранение — полгода. Нарушением может быть, например, несоответствие количества часов по тому или иному предмету заявленным в стандарте. В случае если через полгода нарушение не устранено, может грозить штраф.

С 1 сентября российские школы перейдут на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Пока в добровольном порядке. Но с 2020 года по-новому должны начать учиться все школьники страны — с первого по одиннадцатый класс.

Образовательный стандарт — это как азбука для всей системы образования. Под условия, заложенные в стандарте, пишутся учебники. Он определяет, что и в каком объеме будут изучать школьники. В стандарт также закладываются требования к материально-технической базе школ. Компьютером и проектором в обычном школьном классе уже никого не удивишь. На модернизацию школ в региональных бюджетах выделяются приличные средства.

Стандарты прописаны для каждой из ступеней образования. В начальной школе они уже действуют с 2010 года. По словам разработчиков, главная задача — научить детей применять полученные в школе знания на практике.

Одна из новаций, внедрённая ещё в стандарте предыдущего — первого поколения, — профильное образование. Иными словами, это когда школьники углублённо изучают, к примеру, предметы гуманитарного, естественно-научного цикла. Профилей спустя десятилетие после появления самого этого понятия в российской системе образования в школах много.

Логичным продолжением идей профильной школы стали стандарты для старших классов. Их внедрение начнётся со следующего года.

Буря сомнений в Интернете по поводу этих стандартов, похоже, оказалась преждевременной. Суть вопросов, которые задавали разработчикам, сводилась к тому, что идёт уничтожение фундаментальности российского образования. Однако ничего страшного нововведения школьникам не несут. Во всяком случае, так считает большинство из опрошенных нами педагогов ростовских школ. Но прежде чем дать им слово, напомним суть изменений, которые предполагаются по новым стандартам.

Старшеклассники смогут выбирать профиль обучения. Их шесть. Первый — филологический — предполагает углубленное изучение русского языка и литературы. Второй — иностранные языки. Третий — общественно-научный (история, география, право, экономика, обществознание, «Россия в мире»). Четвертый — математика и информатика. Пятый — естественно-научный (физика, химия, биология и естествознание). Шестой — физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.

Новые стандарты дополняют перечень обязательных предметов единого государственного экзамена. Их станет три: к привычным уже математике, русскому языку и литературе добавляется экзамен по иностранному языку.

В Минобрнауки РФ уточняют, что ученик во время учёбы сможет выбрать предметы любой обязательной предметной области. Это могут быть и физика, и химия, и биология. А может быть и естествознание. При желании старшеклассник получает возможность выбрать 2 или даже 3 предмета из одной предметной области.

— В принципе это правильно, — считает преподаватель истории ростовской гимназии №5 Наталья Вурста. — Образовательная среда должна меняться. Делать акцент только на знания нельзя. Сегодня сделан акцент на умение. Умение самому получить знания, добыть информацию. Образно говоря, если раньше вам давали рыбу, то теперь дают удочку, чтобы вы поймали эту рыбу…

Плюсы в новых стандартах видит и преподаватель математики Борис Вольфсон, чьи ученики не раз становились победителями олимпиад. Борис Ильич с начала девяностых годов работает в школе «Финист». Еще в самом начале существования это учебное заведение носило экспериментальный характер — планы, по которым учились «финистовцы», отличались от уроков в обычных средних школах.

— Новые стандарты направлены на то, чтобы дети могли выбрать то, что им ближе, — рассуждает Борис Ильич. — Если они воплотятся, сам подход к образованию станет более творческим.

Идея профилизации школы, безусловно, хороша. Ведь нельзя объять необъятное. Объем знаний, которыми обладает человечество в целом, удваивается каждые несколько лет. Нужно на чем-то сосредоточиться.

На чем именно остановить свой выбор, решать школьникам. Многие из них, конечно, об образовательных стандартах понятия не имеют. Однако сама идея выбора предметов им наверняка понравится. Предпрофильная подготовка начнётся уже в восьмом-девятом классах.