В станице Вешенской есть педагогическая династия, общий трудовой стаж которой перевалил за 270 лет. Этой осенью отмечали юбилей одного из ярких ее представителей — заслуженного учителя России Василия Васильевича Баштанника, ведь он — ровесник нашей области.

Впрочем, родился Василий Васильевич не на Дону, а в селе, расположившемся на берегу другой могучей реки — Иртыш. Хотя и опосредованно, Иртыш сыграл в его судьбе свою роль.

Близилось 1 сентября 1944 года, менее чем через три недели у Васи Баштанника — день рождения, семь лет мальчишке, но в школу его не брали: не дорос. Времена были строгие, и, по их указам, в школу следовало принимать лишь тех, кому к 1 сентября семь лет уже исполнилось. Однако при любом режиме, несмотря на всю его строгость, существует еще и взаимопонимание простых людей. Васина бабушка пошла к учительнице младших классов Юлии Александровне и живописала перспективы внука: отец на фронте, мать с утра до вечера на работе, а пацаненок каждый день бегает купаться в Иртыше, и уследить ей за ним трудно. Взяли бы его в свой класс — был бы под приглядом.

Уговорила! А Юлия Александровна навсегда осталась для Баштанника примером хорошего учителя: умная, эрудированная, небезразличная к тому, чем живут ее ученики за порогом школы. Годы спустя, став директором Вешенского педагогического училища, он будет сам наставлять своих учеников: обучение и воспитание — это непрерывный процесс, который со звонком с урока не оканчивается.

Потом семья переехала в соседний район, и там шестиклассник Василий Баштанник усвоил другой важный урок, который тоже пригодился в будущей профессии: у учителя слово не может расходиться с делом. Учитель должен воспитывать личным примером. А ситуация тут была такая: многие школьные Васины товарищи, да и он сам, пристрастились к курению. Курить казалось круто: ведь большинство вчерашних фронтовиков курило. Большинство, но не все. Борис Маркович Сысенко объявил набор в детскую футбольную команду и сказал, как отрезал:

— Я — не курю. Кто из вас курит или собирается закурить, может в команду не записываться, все равно узнаю — отчислю.

И курить пацаны бросили.

Оглядываясь на пройденный путь, Василий Васильевич ни минуты не жалеет о том, что жить довелось в то время, которое теперь либо раскрашивают мрачными красками, либо изображают шаржированно. У него о нем — светлые воспоминания.

Баштанник учился на истфаке Омского пединститута и каждый год вместе с однокашниками выезжал на освоение целины. Другие — молодые романтики — ехали сюда за тридевять земель, добирались из разных уголков страны, а для них целина была по соседству. Хотя, как вспоминает Василий Васильевич, работать приходилось тяжело, участие в этом трудовом семестре воспринималось ими как… продолжение каникул. Студенты радовались, что снова — все вместе, а к семинарам готовиться не надо. Однако это вовсе не означает, что к учебе они относились спустя рукава: оценка, которую Василий Баштанник получил за работу в трудовом семестре — медаль первоцелинника. Но и обычные семестры он завершал успешно. Недаром после окончания института ему сразу предложили должность директора в сельской семилетке, а потом — завуча уже в средней школе соседнего совхоза «Южно-Подольский».

Там, в «Южно-Подольском», он встретил свою суженую. Звали ее Валерия Никулина, она была выпускницей Таганрогского пединститута, и в сибирское село приехала по распределению.

Валерию поселили в доме у бабушки Пащенко, который считался необычайно благоприятным для приезжих девушек: все вчерашние студентки-постоялицы бабушки Пащенко вскоре выходили замуж. И в отношении Никулиной примета оказалась верна. Сначала Валерия Семеновна и Василий Васильевич задерживались в школе, чтобы обсудить дела текущие, рабочие, потом стали вместе ходить на каток, назначать встречи при луне…

Свадьбу играли трижды: в «Южно-Подольском», где поздравить молодоженов собрался весь педколлектив, на родине жениха и, наконец, на родине невесты, в станице Вешенской. Кстати, жених — первый в своем роду учитель, а у невесты и родители, и дедушка — педагоги. И вот теперь на их династическом древе «Нестерук — Никулины» появилась новая ветвь — «Баштанники».

Возможно, эта ветвь так бы и развивалась и крепла в Сибири, да случилось несчастье: в возрасте 50 лет умер отец Валерии Семеновны — Семен Александрович Никулин. Это был известный, уважаемый в Вешенской человек (теперь одна из станичных улиц носит его имя), фронтовик, награжденный высокими воинскими наградами, но больше всего гордившийся медалью «За отвагу». Его недавно назначили директором Вешенской средней школы, навалилось множество проблем, которые Никулин взялся решать, не зная ни сна, ни отдыха, и сердце не выдержало.

Его жена очень тяжело переживала утрату, теперь на ее попечении оказались младший сын и старенькая бабушка. И Баштанники с крохой-дочкой и бабушкой Василия Васильевича перебрались в Вешенскую, чтобы долгие годы жить здесь большой дружной семьей. К сожалению, жизнь распорядилась так, что матери Валерии Семеновны довелось пережить и ее, и тогда ее опорой стал зять — Василий Васильевич Баштанник, но это произошло уже много лет спустя.

Василий Васильевич и Валерия Семеновна успешно работали в Вешенской средней школе. Звездным часом для Баштанника стало назначение его директором Вешенского педагогического училища. Существовало оно еще с 1930-х годов, но в хрущевские времена было упразднено, а вернули его к жизни во многом благодаря хлопотам Михаила Александровича Шолохова.

— Мы переживали, что в первый год у нас будет значительный недобор, все же двадцать лет отсутствия на образовательном поле — это не шутка, но конкурс был небывалый: на отделение учителей начальных классов — пять человек на место! — радуется Баштанник, как будто это было только вчера.

Он по сей день горд тем, что, формально сельское, Вешенское педучилище (ныне — Вешенский педагогический колледж им. М. А. Шолохова) никогда не было сельским в том смысле, что по качеству знаний или по предъявляемым к ученикам требованиям стояло бы ниже городского. Наоборот: выпускников Вешенского педучилища, а это утверждали и в школах, где они работали, и в вузах, если решали продолжить образование, отличала разносторонность знаний, умений и интересов, инициативность.

Василий Васильевич рассказывает, что все учащиеся участвовали в конкурсе «Педагогическая копилка». И в этой «копилке» у каждого было от методических разработок уроков до личных достижений в художественном творчестве, спорте, общественной работе:

— Закрывалось училище не раньше 22 часов: после занятий ребята занимались в кружках и секциях, по субботам — тематические вечера.

Валерия Семеновна, которая преподавала там русский язык и литературу, создала клуб «Цвет лазоревый». Свой предмет она считала главным, потому что никакой другой, по ее убеждению, не способен так сильно влиять на формирование нравственных качеств, как урок литературы. Ее «Цвет лазоревый» в неурочное время многих учеников приохотил к поэзии и театру, изучению истории родного края, а «Школьный вальс», сочиненный одной из ее учениц, звучит на праздниках в училище и поныне.

Сегодня в Вешенском педколледже работают обе дочери Василия Васильевича и Валериии Семеновны — Инна Васильевна Холоднова и Марина Васильевна Сапельникова. Кстати, когда дочки заканчивали институт, у родителей и мысли не было присмотреть для них теплое местечко, устроить на работу в городе. Родители не сомневались, что хотя бы два года их вузовские выпускницы должны отработать на селе.

После разговора с Василием Васильевичем я зашла в педколледж, никого не пре­дупреждая о своем визите, и вот ведь совпадение: первым преподавателем, которого встретила еще в вестибюле, была его дочь — Марина Васильевна.

— Родители никогда не призывали нас с сестрой последовать их примеру и продолжить педагогическую династию, — сказала она в ответ на мой вопрос об избранной профессии. — Они вообще избегали громких фраз. Но они очень любили свою работу и отношением к ней пробуждали желание продолжить их дело. И знаете, что еще интересно и показательно: в нашем присутствии они никогда не обсуждали своих коллег, какие-то их человеческие слабости. Это было и мудро, и благородно.

«Заслуженный отдых» — это не про Баштанника. Он активно занимается общественной работой. Каждую осень Вешенский педколледж приглашает своего бывшего директора Василия Васильевича Баштанника провести первые ознакомительные уроки для новичков. Баштанник рассказывает им об истории колледжа и его людях, тех добрых традициях, которые продолжаются и поныне. А еще Василий Васильевич на этих уроках озвучивает очень дорогую для него мысль: учитель в России — больше чем предметник и просветитель. Учитель в России — это всегда еще и воспитатель в самом благородном значении этого слова. Сейчас, когда вокруг столько соблазнов, это особенно актуально. Потому что если не учитель, то кто же?