«Мы хотим привлечь внимание к бедственному положению культуры в нашем городе»… Если бы не обратный адрес, никогда бы не поверили, что письмо с такими словами пришло к нам в редакцию из Батайска. Ведь этот город давно славится именно развитой сферой культуры и, в частности, системой детского дополнительного образования.

Но тем не менее недовольство наших читателей — авторов письма в редакцию — касалось как раз дополнительного образования. А точнее — одного из учреждений этой сферы. Более того: лучшего в своем роде учреждения, каким является детская школа искусств Батайска. Существуя в своем нынешнем виде в здешнем авиагородке уже почти 25 лет, эта школа сумела поддержать и дала путевку в жизнь не одному поколению юных талантов, из которых потом вырастали мастера: музыканты, художники, артисты…

Далеко за пределами Батайска известен ансамбль самых маленьких исполнителей «Ягодка» под руководством преподавателя Ольги Просандеевой, несомненные успехи демонстрирует недавно образованный ансамбль народных инструментов под управлением Ангелины Плаксюк. А другой, также недавно созданный коллектив — детский музыкальный театр во главе с преподавателем театрального отделения Еленой Артюховой – уже успел стать победителем Всероссийского творческого конкурса «Шаг вперед». Звания лауреата городского и международного конкурсов завоевала и шестилетняя ученица вокального отделения Катя Борисова (преподаватель Ирина Боровик)… Трудно представить, что начиналось все полвека с небольшим назад с музыкальных классов в офицерском клубе авиагородка и художественных кружков в городском Доме пионеров с тем, чтобы к дню сегодняшнему превратиться в своего рода витрину культуры Батайска.

И вот эту-то витрину, как следует из письма в редакцию, хотят если и не прикрыть, то заставить предметами, не связанными непосредственно с тем, чем занимается школа. Сейчас уже трудно сказать, у кого возникла идея передать часть помещений, занимаемых школой искусств, соседней общеобразовательной школе № 8. Но то, что идея такая имелась, сегодня не отрицает никто. Более того, рассказывают, что в какой-то момент в школе искусств стали появляться люди от соседей, чуть ли не с рулетками в руках обмерявшие площади классов. От них изумленные педагоги, учащиеся и их родители узнали, что уплотнение школы искусств – вопрос почти решенный и может произойти уже в ближайшее время.

Понятно, что такое известие не могло не обеспокоить. И отмахнуться от него, как от дурного слуха, в школе искусств не могли. Ведь некоторое время назад уже пришлось уплотняться: приютили ставшую жертвой военной реформы библиотеку. Выброшенным на улицу волной армейских новаций библиотекарям выделили половину первого этажа из двух имеющихся в крыле, где расположилась школа искусств. Так что вторая волна уплотнения совсем не казалась чем-то неправдоподобным.

Родители, ученики и преподаватели школы искусств не на шутку встревожились. Кто-то прознал, что к соседям перейдет три классных помещения, другим стало известно о вроде бы имеющихся планах переоборудования зеркального хореографического зала в спортивный. Потом по­шли разговоры о возможной потере концертного зала, о переходе на семидневный график обучения… Тревожные известия множились, росло и число обращений «наверх». А поскольку ответом было только неопределенное молчание, ситуация стала быстро накаляться. Эмоциям, как известно, свойственно восполнять недостаток информации.

В таких условиях в конце января и состоялась встреча родителей учащихся школы искусств с чиновниками администрации города. Мэрию представляли руководитель отдела культуры Ольга Петровна Пащенко и заместитель председателя комитета по управлению имуществом Игорь Николаевич Ревенко. Присутствовали и директора школ-соседей. Как говорят очевидцы, встреча больше походила на митинг, а по количеству пришедших на нее людей свободно затмевала иной сход граждан. Но тем не менее как-то разрядить ситуацию та встреча все же позволила. В ответ на возмущенные выступления родителей учащихся школы искусств руководитель батайской культуры несколько раз повторила:

—  Вопрос находится в стадии обсуждения, никаких решений по этому поводу нет…

И заверила, что выход из конфликтной ситуации будет найден «с соблюдением действующих норм и правил, уставов заведений».

—  Права детей нарушены не будут, — заверила собравшихся О. Пащенко.

Однако тех столь неопределенные формулировки не удовлетворили, и стороны разошлись явно недовольные друг другом. И все же повторим: польза от январской встречи очевидна.Где-то дней через десять после собрания автор этих строк в попытке прояснить позицию администрации города обратился в приемную заместителя мэра Батайска по социальным вопросам Натальи Кузьменко. Это на ее стол легло обращение родителей учеников школы искусств на имя мэра Валерия Путилина. Наталья Васильевна, однако, оказалась так бессрочно и так безнадежно занята, что не смогла сама ответить на вопросы «Нашего времени». В ее приемной предложили обратиться в горотдел культуры, где О.П. Пащенко высказалась уже более определенно:

—  Абсолютно ничего не решается. Никакого еще распоряжения не было ни о чем. Просто подняли шум на уровне разговоров. Из мухи сделали слона. Вот и все, что я вам могу сказать…

По словам руководителя отдела культуры, уже подыскано новое место для приютившейся на первом этаже школы искусств библиотеки, и скоро она переедет в другое здание.

— Проблемы как таковой нет, — вновь и вновь повторяла Ольга Петровна. — И я думаю, она и не возникнет. Но всегда буду говорить: я не могу делить детей на плохих и хороших. Дети у нас везде одинаковы — и в системе образования, и в системе культуры. Это наши дети…

Тем более не стоит делать детей заложниками непродуманных административных решений. В Батайской мэрии, если судить по словам начальника горотдела культуры, это поняли. Выделенная курсивом фраза, думается, тому подтверждение. Существует правило: не может быть управленческое решение верным, если оно заведомо ухудшает ситуацию. А в данном случае результат перемен мог бы оказаться только со знаком «минус».

От уплотнения школы искусств и превращения ее в своего рода «коммуналку», не выиграла бы ни одна сторона. Школе № 8 едва ли было бы комфортно в роли нежеланного бедного родственника,  к тому же посреди года пришлось бы ломать расписание с учетом новых классов. Нарушился бы учебный процесс и в самой школе искусств. Да так, что это могло роковым образом сказаться на судьбе школы.  В таком случае батайская культура просто обеднела бы, оставшись, по существу, без этого по-своему уникального учебного заведения. Любые ссылки на временный характер такого положения убедить никак не могут: как известно, нет ничего более постоянного,чем временное…

Председатель комитета Законодательного собрания области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Валентина Маринова, ознакомившись с ситуацией, согласилась: в данном случае перемены, случись они, принесли бы с собой однозначно негативные последствия:

— Зачастую интересы граждан, в данном случае родителей и учащихся, приходят в противоречие с резонами чиновников, для которых важна рентабельность…

В том все и дело, что такой деликатной области, как культура, буквалистски-вульгарное понимание рентабельности противопоказано. Да, плоды культурного развития и вырастают, и пожинаются нескоро. Но зато решающим образом влияют на ситуацию в сферах, от культуры, казалось бы, далеких. Вот тогда и заявляет о себе в обществе нужный эффект… Не случайно в последнем послании российского президента в ряду задач ближайшего периода значится более широкий охват наших детей дополнительным образованием.

А за ситуацией в Батайске мы будем продолжать внимательно следить. По целому ряду причин. Ведь что не говори, а вопрос возникал. К тому же идея «поприжать» учреждения дополнительного образования, как выясняется, периодически всплывает. На недавней пресс-конференции губернатору Василию Голубеву рассказали о бедственном положении ростовской музыкальной школы имени Прокофьева, что в Северном жилмассиве города. У школы вознамерились отобрать концертный зал… Реакция губернатора, обещавшего школе свою помощь и поддержку, не оставила сомнений насчет его отношения к подобным казусам.

И еще. Наступивший год — последний, когда подобные образовательные учреждения числятся за муниципалитетами. С 2014 года они переходят на региональный уровень. Так что побудительный мотив для муниципальных чиновников налицо: пока еще своя рука – владыка, дать ей пораспоряжаться в соответствии с собственными представлениями о прекрасном…