Единый госэкзамен нынешнего года останется в истории одним из самых скандальных. Во Всемирной паутине организаторы ЕГЭ вылавливали десятки выложенных вариантов ответов. Подозрительно большое количество «стобалльников» в разных регионах страны проверялось. Однако у сдающих экзамен школьников имелись свои вопросы к авторам и разработчикам тестов ЕГЭ…
«Была на апелляции. Там пришло множество людей с такой проблемой. Они полностью решили и расписали задание С6, и явно видно, что оно решено правильно, но вот баллы им не дали», написала на электронную почту редакции выпускница ростовской гимназии № 76 Дарья Чобан. В постановке задания была допущена одна неточность, точнее, там было просто одно двухзначное слово в формулировке вопроса задачки о наследственных видах слепоты. Вопрос сформулирован так: «Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в котором БАБУШКИ по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СЛЕПОТЫ, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов)?»
По мнению Даши,
Председатель областной экспертной комиссии ЕГЭ по биологии кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии Южного федерального университета Татьяна Шустанова пояснила, что в задачах по цитологии и генетике линии С5 и С6 действительно иногда возникают разногласия в оценках между экспертами
В таких заданиях с «закрытым рядом требований» правильный ответ должен обязательно содержать все элементы ответа, позиции, прописанные в эталоне, подчеркнула Татьяна Шустанова. В задачах по генетике нужно определить по условию задачи генотипы, фенотипы родителей и потомства, привести обозначения
В данном случае выпускницей условия задачи были прочитаны неверно. В ее интерпретации получилось, что обе бабушки страдают двумя одинаковыми видами слепоты одновременно по двум разным генам ааbb, т.е. это два идентичных алелльных мутанных гена, локализованных в двух парах гомологичных хромосом или же сцепленных в одной хромосоме. Если генотип родителей определен ошибочно, выпускник получает 0 баллов, из трех возможных.
В то же время в генетике допускается использование иной символики, чем дана в эталоне, не искажающей смысла решения задачи. Так, другому выпускнику, верно решившему задачу, но с иным обозначением генов, по результатам апелляции был поставлен максимальный балл.