Единый госэкзамен нынешнего года останется в истории одним из самых скандальных. Во Всемирной паутине организаторы ЕГЭ вылавливали десятки выложенных вариантов ответов. Подозрительно большое количество «стобалльников» в разных регионах страны проверялось. Однако у сдающих экзамен школьников имелись свои вопросы к авторам и разработчикам тестов ЕГЭ…

«Была на апелляции. Там пришло множество людей с такой проблемой. Они полностью решили и расписали задание С6, и явно видно, что оно решено правильно, но вот баллы им не дали», — написала на электронную почту редакции выпускница ростовской гимназии № 76 Дарья Чобан. — В постановке задания была допущена одна неточность, точнее, там было просто одно двухзначное слово в формулировке вопроса задачки о наследственных видах слепоты. Вопрос сформулирован так: «Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в котором БАБУШКИ по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СЛЕПОТЫ, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов)?»

По мнению Даши, из-за этой на первый взгляд, совершенно безобидной, но коварной фразы внушительная часть поступающих потеряла баллы из-за того, что они… хорошо знают русский язык. Кто-то ведь может понять фразу «Бабушки страдали различными видами слепоты» так:  одна бабушка страдает различными видами слепоты и другая бабушка страдает различными видами слепоты. А, оказывается, одна бабушка страдает одним видом слепоты, а другая – другим. Именно последнее толкование и принимают экзаменаторы как правильное.

Председатель областной экспертной комиссии ЕГЭ по биологии кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии Южного федерального университета Татьяна Шустанова пояснила, что в задачах по цитологии и генетике линии С5 и С6 действительно иногда возникают разногласия в оценках между экспертами из-за несоблюдения требований к оформлению задач учащимися.

—   В таких заданиях с «закрытым рядом требований» правильный ответ должен обязательно содержать все элементы ответа, позиции, прописанные в эталоне, — подчеркнула Татьяна Шустанова. — В  задачах по генетике нужно определить по условию задачи генотипы, фенотипы родителей и потомства, привести обозначения гена-признака, схему скрещивания, гаметы, назвать закон наследственности.

В данном случае выпускницей условия задачи были прочитаны неверно. В ее интерпретации получилось, что обе бабушки страдают двумя одинаковыми видами слепоты одновременно по двум разным генам – ааbb, т.е. это два идентичных алелльных мутанных гена, локализованных в двух парах гомологичных хромосом или же сцепленных в одной хромосоме. Если генотип родителей определен ошибочно, выпускник получает 0 баллов, из трех возможных.

В то же время в  генетике допускается использование иной символики, чем дана в эталоне, не искажающей смысла решения задачи. Так, другому выпускнику, верно решившему задачу, но с иным обозначением генов, по результатам апелляции был поставлен максимальный балл.