
С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании». С одной стороны, документ этот провозглашает обучение детей трудовым навыкам, с другой — регламентирует участие их в общественно полезной работе. Не входят ли в противоречие необходимость трудового воспитания, о котором так много говорится, и запрет на использование детского труда?
Фото/Видео: Алексей Захаров
Ирина ЧЕРКАСОВА, уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации первыми учителями жизни для детей являются, конечно же, родители. От них зависит, каким образом они воспитают в детях трудолюбие. Основная же задача школ не научить детей профессиональному мастерству, а дать им общее развитие в области технических, гуманитарных дисциплин. Об участии детей
Надо учитывать и то, что новое поколение растет в новых условиях. Естественно, меняется отношение ребенка к труду, выбору профессии. Конечно же, школа, прежде всего, должна готовить всесторонне развитую личность. И, безусловно, дети не должны гнушаться никакой работы, направленной на благо. Однако такой труд носит скорее воспитательный характер
Татьяна ФЕДОРОВА, мама девятиклассника:
Я за то, чтобы детей привлекали к общественному труду. Поскольку формирование личности, чувства патриотизма, любви к Родине невозможно без трудового воспитания. С другой стороны, не хотелось бы, чтобы труд детей использовался на частных фирмах, территориях, за которыми закреплены
Людмила МУРАТОВА, председатель региональной Ассоциации борцов антифашистского сопротивления:
Мое поколение дети, познавшие войну. Нас к труду приучали с детства. На селе в 14 лет мальчики могли работать на тракторе, девочки доить коров. А в городе их ровесники работали на заводах и фабриках. К 17 годам они уже были подготовленными к жизни. И в школах кипела работа. Дети собирали макулатуру, металлолом, принимали участие в субботниках, помогали в сборе урожая сельским труженикам. Были «тимуровские отряды», которые оказывали всяческую помощь людям преклонного возраста. Это было так естественно, что никому бы из нас в голову не пришло спрашивать о своем участии в различных трудовых мероприятиях у родителей. Сейчас такое родительское разрешение необходимо. Необходимо оно и для оказания помощи престарелым людям. Что меня
Ветераны Великой Отечественной войны часто встречаются с учащимися школ, рассказывают, какими жертвами досталась Победа. Но единицы школьников не ради сочинения по литературе или очередного мероприятия, а по зову души приходят к ветеранам, чтобы уделить им внимание, оказать хотя бы небольшую помощь по дому: подмести пол, сходить за хлебом в магазин, поддержать разговором, которого так им не хватает. Да, есть близкие, родные, оказывающие помощь старым людям, есть, в конце концов, социальные работники. Это хорошо. Плохо, когда чрезмерно опекая детей, мы тем самым отучаем их проявлять душевные качества в отношении людей старшего поколения, уважать их возраст. Возможно, и поэтому тоже старшеклассники редко уступают пожилым место в общественном транспорте, не пропускают вперед себя в очереди, проходят мимо человека, когда ему плохо. Мы много говорим о нравственном воспитании подрастающего поколения, забывая о том, что воспитывают не слова, а поступки. Да откуда же им взяться, если многие дети растут, даже не умея трудиться? Девочки дома не моют посуду, не считают нужным убирать, стирать. Зачем? За них это сделает мама. И мальчики трудолюбием особо не отличаются. Они быстрее за компьютерные игры сядут, чем помогут маме или бабушке по хозяйству. И в этом, прежде всего, вина родителей, которые с раннего возраста балуют детей. Если с детства ребенка не научить трудиться, то он вырастет если не иждивенцем, то социально неадаптированным к жизни, равнодушным человеком.
Дмитрий ТИМКО, педагог дополнительного образования, руководитель объединения
На мой взгляд, вопрос трудового воспитания и использования детского труда это подмена понятий. Реальных возможностей для эксплуатации детей на сегодняшний день я просто не вижу. Одно дело учить детей
Я занимаюсь с детьми младшего и среднего школьного возраста. Ко мне на занятия съезжаются дети из разных школ от элитарных частных до самых обычных муниципальных учебных заведений. И я могу реально сравнивать, что дети умеют, чему их учат и вообще, где их хотя
Когда в советские годы я учился в 81-й школе в Александровке, у нас было две мастерские. В одной нас учили работать с металлом, в другой с деревом. В каждой был свой педагог. Навыки, которые мы получили тогда, независимо от того, какими мы были и кем выросли, остались. Современных детей такому труду уже не учат, а значит, они не приобретут и навыки. Какой толк будет от инженера, не представляющего, чем отличается сварка от пайки? Да, есть станки с ЧПУ, программируемые роботы. Но извините, для того чтобы написать программу для роботов, надо представлять, как инструмент согласовывается с деталью. Нельзя создать материальные ценности, прибавочную стоимость в стране, производя виртуальную, а не реальную продукцию. Виртуальную продукцию
Давайте называть вещи своими именами. Если детей вместо уроков технологии выводят собирать бумажки на школьном дворе это не трудовое воспитание. Это работа, которую должен выполнять дворник. Если вместо того чтобы учить детей практическим навыкам, их отфутболивают по принципу «как бы чего не произошло», это не трудовое воспитание, а профанация. Осталось только дожить до того момента, когда в результате школьной реформы часть предметов будет выведена из обязательных и приписана к дополнительному образованию. О трудовом воспитании можно будет забыть раз и навсегда

