• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
  • Спасти газету
27 мар 2023 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Картина дня
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Наука и образование
  • Воспитание или работа?

Воспитание или работа?

№335-337  от 5 июл 2013 г.
Дата публикации: 5 июл 2013 г.

С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании». С одной стороны, документ этот провозглашает обучение детей трудовым навыкам, с другой — регламентирует участие их в общественно полезной работе. Не входят ли в противоречие необходимость трудового воспитания, о котором так много говорится, и запрет на использование детского труда?

Ирина Хансиварова
Ирина Хансиварова
1049

Фото/Видео: Алексей Захаров

Воспитание или работа?

Ирина ЧЕРКАСОВА, уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области:

— В соответствии с Конституцией Российской Федерации первыми учителями жизни для детей являются, конечно же, родители. От них зависит, каким образом они воспитают в детях трудолюбие. Основная же задача школ — не научить детей профессиональному мастерству, а дать им общее развитие в области технических, гуманитарных дисциплин. Об участии детей в каких-то трудовых акциях законодатель высказался однозначно — с согласия родителей. Если есть согласие, то он вполне может участвовать в таких акциях. Более того, если законом предусмотрена возможность вознаграждения за труд, то почему бы детям еще и не заработать деньги на какие-то личные расходы? Главное — грамотно оформить правовое соглашение между родителями, преподавателями и тем, кто предоставляет объект работы. А массово использовать детский труд в строительных, других работах, связанных с большой физической нагрузкой, нельзя. Поскольку это является нарушением прав ребенка.

Надо учитывать и то, что новое поколение растет в новых условиях. Естественно, меняется отношение ребенка к труду, выбору профессии. Конечно же, школа, прежде всего, должна готовить всесторонне развитую личность. И, безусловно, дети не должны гнушаться никакой работы, направленной на благо. Однако такой труд носит скорее воспитательный характер…

Татьяна ФЕДОРОВА, мама девятиклассника:

— Я за то, чтобы детей привлекали к общественному труду. Поскольку формирование личности, чувства патриотизма, любви к Родине невозможно без трудового воспитания. С другой стороны, не хотелось бы, чтобы труд детей использовался на частных фирмах, территориях, за которыми закреплены какие-то службы и люди. А, к примеру, парк, в котором дети проводят досуг, они могли бы убрать, если это не связано с опасными и физически тяжелыми для детей работами. В конечном итоге дети — хозяева своей улицы, двора и должны учиться содержать их в порядке. В первую очередь не мусорить, а уж если насорил — учись за собой убирать. Трудовое воспитание необходимо для приобретения детьми каких-то навыков уборки, самых обычных норм самообслуживания дома, в классе. Ребенка оградить от жизни невозможно. Он должен уметь забить гвоздь, поправить забор, взять, в конце концов, лопату и вскопать землю. В условиях города, если нет дачи, ребенок вообще этому никогда не научится. Поэтому я за то, чтобы детей обу­чали основам труда и также использовали их возможности и желание поработать во время весенних посадок, на уборке территории парков, садов после зимы. Жизнь большая, и эти навыки всегда пригодятся. Вообще совместный труд сплачивает детей. А сегодня, когда они сидят в основном за компьютерами в Интернете, их общение носит скорее индивидуальный характер, нежели общественный. И вообще от посильного труда еще никто не умер.

Людмила МУРАТОВА, председатель региональной Ассоциации борцов антифашистского сопротивления:

— Мое поколение — дети, познавшие войну. Нас к труду приучали с детства. На селе в 14 лет мальчики могли работать на тракторе, девочки — доить коров. А в городе их ровесники работали на заводах и фабриках. К 17 годам они уже были подготовленными к жизни. И в школах кипела работа. Дети собирали макулатуру, металлолом, принимали участие в субботниках, помогали в сборе урожая сельским труженикам. Были «тимуровские отряды», которые оказывали всяческую помощь людям преклонного возраста. Это было так естественно, что никому бы из нас в голову не пришло спрашивать о своем участии в различных трудовых мероприятиях у родителей. Сейчас такое родительское разрешение необходимо. Необходимо оно и для оказания помощи престарелым людям. Что меня по-человечески удивляет.

Ветераны Великой Отечественной войны часто встречаются с учащимися школ, рассказывают, какими жертвами досталась Победа. Но единицы школьников не ради сочинения по литературе или очередного мероприятия, а по зову души приходят к ветеранам, чтобы уделить им внимание, оказать хотя бы небольшую помощь по дому: подмести пол, сходить за хлебом в магазин, поддержать разговором, которого так им не хватает. Да, есть близкие, родные, оказывающие помощь старым людям, есть, в конце концов, социальные работники. Это хорошо. Плохо, когда чрезмерно опекая детей, мы тем самым отучаем их проявлять душевные качества в отношении людей старшего поколения, уважать их возраст. Возможно, и поэтому тоже старшеклассники редко уступают пожилым место в общественном транспорте, не пропускают вперед себя в очереди, проходят мимо человека, когда ему плохо. Мы много говорим о нравственном воспитании подрастающего поколения, забывая о том, что воспитывают не слова, а поступки. Да откуда же им взяться, если многие дети растут, даже не умея трудиться? Девочки дома не моют посуду, не считают нужным убирать, стирать. Зачем? За них это сделает мама. И мальчики трудолюбием особо не отличаются. Они быстрее за компьютерные игры сядут, чем помогут маме или бабушке по хозяйству. И в этом, прежде всего, вина родителей, которые с раннего возраста балуют детей. Если с детства ребенка не научить трудиться, то он вырастет если не иждивенцем, то социально неадаптированным к жизни, равнодушным человеком.

Дмитрий ТИМКО, педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Моделист-конструктор» Ростовского Дворца творчества детей и молодежи:

— На мой взгляд, вопрос трудового воспитания и использования детского труда — это подмена понятий. Реальных возможностей для эксплуатации детей на сегодняшний день я просто не вижу. Одно дело – учить детей что-то делать руками, тому, что может в жизни пригодиться, и совсем другое — эксплуатировать труд не в политических, каких-то сиюминутных акциях, а именно в коммерческих целях. Начнем с того, что, на мой взгляд, полностью разрушена система трудового воспитания детей и подростков. В нашем городе есть школы, в которых просто нет отвечающих установленным нормам мастерских для проведения уроков технологий (труда) для мальчиков. Гораздо больше школ, в которых они сохранились с советских времен. Но при этом в них нет педагога, который бы мог вести занятия. Занятия если и существуют, то, как правило, чисто «разговорного» жанра. Еще больше школ, где, пользуясь так называемым исключением неполных классов, кое-как проводятся уроки домоводства для девочек, но при этом абсолютно игнорируется все связанное с занятиями для мальчиков — нет технической базы. В отчетах же в каждой школе все в порядке.

Я занимаюсь с детьми младшего и среднего школьного возраста. Ко мне на занятия съезжаются дети из разных школ — от элитарных частных до самых обычных муниципальных учебных заведений. И я могу реально сравнивать, что дети умеют, чему их учат и вообще, где их хотя бы чему-то учат. Есть школы, где шести-семиклассники не в состоянии забить гвоздь в доску. Не умеют элементарно использовать, даже не знают, как называются самые обычные инструменты — зубило, стамеска. У меня нет слов, когда я вижу, как ребенок пытается в оклеенную обоями бетонную стенку вбить гвоздь и жутко удивляется, что он гнется. А гнется он, потому что ребенок не знает, чем отличается гвоздь от дюбеля, перфоратор от дрели. Просто некому это объяснить. И это печально, потому что через несколько лет эти дети будут составлять трудовой фонд страны. И что, опять будем кричать: «Некому работать! Нужно мигрантов звать»? А наших куда?..

Когда в советские годы я учился в 81-й школе в Александровке, у нас было две мастерские. В одной нас учили работать с металлом, в другой — с деревом. В каждой был свой педагог. Навыки, которые мы получили тогда, независимо от того, какими мы были и кем выросли, остались. Современных детей такому труду уже не учат, а значит, они не приобретут и навыки. Какой толк будет от инженера, не представляющего, чем отличается сварка от пайки? Да, есть станки с ЧПУ, программируемые роботы. Но извините, для того чтобы написать программу для роботов, надо представлять, как инструмент согласовывается с деталью. Нельзя создать материальные ценности, прибавочную стоимость в стране, производя виртуальную, а не реальную продукцию. Виртуальную продукцию создавать-то можно, более того, на нее можно списывать реальные деньги. Но прибавлять деньги — это не значит прибавлять жизнь. На всех нынешних детей чистых кабинетов не хватит, значит, придется кому-то работать. Кому? Тем, кто не знает, чем отличаются инструменты друг от друга? Какие из них вырастут рабочие? Дети не знают, что такое производительный труд. Подмести улицы, вскопать грядку и то не умеют. Опять же, кого считать детьми? Семнадцати-восемнадцатилетних «деток» под метр восемьдесят, заканчивающих школу? Или все-таки тех, кому 14?

Давайте называть вещи своими именами. Если детей вместо уроков технологии выводят собирать бумажки на школьном дворе — это не трудовое воспитание. Это работа, которую должен выполнять дворник. Если вместо того чтобы учить детей практическим навыкам, их отфутболивают по принципу «как бы чего не произошло», это не трудовое воспитание, а профанация. Осталось только дожить до того момента, когда в результате школьной реформы часть предметов будет выведена из обязательных и приписана к дополнительному образованию. О трудовом воспитании можно будет забыть раз и навсегда…

Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Мы любим свой город?!
Мы любим свой город?!

Подумать на эту тему меня заставил прошедший накануне в Ростове субботник. Он стал первым в этом ...

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © ГУП РО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2020)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре 04.09.2015 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 62951.
  • Юридический адрес: 344082, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 37.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: ГУП РО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-90, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы

Разработка сайта: INTEGRANTA