Большая часть жизни доктора технических наук Владимира Верескуна связана с Ростовским государственным университетом путей сообщения. В 1979 г. он окончил с отличием тогда еще Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Работал в вузе проректором по экономике, инвестициям и информатизации. Затем возглавил Сибирский государственный университет путей сообщения. А осенью прошлого года вернулся в альма-матер уже в должности ректора Ростовского государственного университета путей сообщения.

— С каким настроением вуз вступил в новый учебный год? — спрашиваю Владимира Дмитриевича.

— С надеждой на лучшее. Сейчас образование переживает реформы. Не все нам в них понятно, не все одобряем. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что образование нужно реформировать. Это дело тяжелое. Надеемся, что всем нам хватит разума не только сделать высшее образование России отвечающим времени, но и приумножить то лучшее, что в нем есть.

О бизнесе и образовании

—  Какие конкретно проблемы волнуют в образовательном процессе?

—  Слабое участие бизнеса в поддержке образовательной сферы. Мировой опыт показывает: бизнес совместно с государством инвестирует немалый капитал в подготовку кадров для своих предприятий. В России таким примером служит практически одна компания — Российские железные дороги, с которой мы работаем в тесном контакте. Здесь создана система непрерывной подготовки кадров для железнодорожной отрасли. Она сопровождает будущего специалиста со школы, затем в техникуме, вузе, трудоустройстве выпускника, повышении его квалификации и, наконец, карьерном росте. Это же понятно, что без заинтересованности бизнеса в специалистах мы не сможем реформировать образование и сделать его лучшим в мире. Нельзя все взваливать на государство. Государство должно обеспечить базовый уровень подготовки специалистов. Это не только мировая практика, но веление времени. А дальнейшая специализация выпускников — забота бизнеса. Работодатель лучше знает, какой специалист ему нужен. Государство никогда не охватит все задачи, стоящие перед бизнесом. Тем более что сейчас количество новых направлений бизнеса растет в геометрической прогрессии.

—  Почему тогда бизнес неохотно идет в вузы?

—  К сожалению, одна из причин — нацеленность на максимальную прибыль сейчас и сразу. Отсюда и нежелание бизнеса вкладывать средства в такую заоблачную перспективу, как кадры. Но нельзя все измерять ежеминутными стремлениями. Ведь желание любого человека — передать свое дело в наследство. Для этого его необходимо подкреплять кадрами, развивать с перспективой на будущее. Чтобы потом передать бизнес детям — научить их своему делу, чтобы они его поддержали и развивали дальше.

О подготовке кадров и науки

—  Соответствует ли сегодня транспортное образование запросам рынка и транспортных компаний?

— Результаты опросов, которые проводит компания ОАО «РЖД», говорят о том, что отрасль удовлетворена качеством подготовки выпускников вузов и техникумов. Поверьте, это дорогого стоит!

— Ежегодно вуз выпускает около 2 тысяч специалистов. Они все идут в профессию?

— В профессию идут все. Выпускники железнодорожных специальностей трудоустраиваются в 100 процентах случаев, но и остальные не остаются без работы. Наших выпускников с удовольствием берут на работу и в другие отрасли, далекие от железнодорожного транспорта.

— Сегодня вузы стараются развивать науку. В вашем вузе тоже немало научных разработок.

—  В регионе у нас один из самых больших объемов хоздоговорных научных исследований по заказу предприятий. Ростовская область является одним из крупнейших центров транспортного машиностроения и фактически единственная на юге страны, где через Северо-Кавказскую железную дорогу осуществляется подход к портам. Все это требует научного обеспечения, включая строительство высокоскоростных магистралей.

—  Наша область готовится к масштабному строительству транспортных магистралей, среди которых особое место отводится метро. Вы тоже участвуете в этом?

—   Кто же еще будет строить метро, высокоскоростные магистрали, как не наши выпускники! На площадке нашего вуза прошли общественные слушания по развитию высокоскоростного транспорта. Наши ученые будут привлечены и к работе соответствующих экспертных советов —  это внесено в протокол общественных слушаний. И, естественно, кадровое обеспечение строительства не обойдется без наших выпускников. Они это умеют делать и делают хорошо.

Об ответственности и юбилее

—  В вузе большое внимание уделяется воспитательному процессу.

—   В законе «Об образовании» совершенно четко говорится об образовании как о едином процессе воспитания и обучения. Пренебрегать воспитанием нельзя, поскольку это может принести неисчислимые беды. Яркий пример тому —  крушение железнодорожного поезда в Испании, повлекшего более двухсот жертв. Это произошло не потому, что человек был плохо обучен, а потому, что был плохо воспитан. Нравилось ему ездить с такой скоростью, только вот ответственности за свое дело не было. Поэтому вопросу воспитания в университете уделяется большое внимание. Формы и методы работы разные, включая военно-патриотическое объединение студентов, стройотряды, художественную студенческую самодеятельность, волонтерское движение. Мы считаем, что без этого хорошего железнодорожника не воспитать. От уровня профессионализма и ответственности наших выпускников зависит безопасность и жизнь людей, воспитание ответственности должно быть прежде всего. Сказать, что мы достигли в этом деле абсолютного успеха, нельзя. Но абсолютного успеха в этой области достичь невозможно по определению.

—   В будущем году РГУПС отметит 85 лет. Какие бы вы назвали прорывные достижения, чем гордитесь?

—  Прежде всего, 75 тысячами наших выпускников, связавших свою жизнь с железной дорогой. Многие из них руководят железнодорожным транспортом. Что касается научных достижений, то они есть в разных технологиях: диспетчерской централизации, строительстве бесстыковых железнодорожных путей, эксплуатации и конструкции локомотивов. Есть достаточно серьезные исследования в области физики твердого тела, нанотехнологий. В университете создана школа ученых-специалистов, занимающихся проблемами исследования трения, износа материала, и в этой области есть много интересных разработок. Каждый год вуз строит что-то новое. В этом году полностью обновили строительный факультет. Гордиться есть чем!

—   Вы восемь лет возглавляли Сибирский университет путей сообщения. Что объединяет СГУПС и РГУПС, и чем, на ваш взгляд, они отличаются?

—  Для того, чтобы представить масштаб России и понять, что мы живем в одной стране, нужно либо в армии прослужить, либо на железной дороге поработать. Я проехал всю страну, был во всех транспортных вузах и могу сказать, что принципы функционирования, подходы в учебе, менталитет преподавателей во многом одинаков. Хотя вузы нашей отрасли отличаются сегодня самостоятельностью, отражающей специфику регионов, создавались они как часть единого транспортного образования. Так что отличий практически нет. Разве что отпечаток накладывает наш южный темперамент, а так —  все очень схоже.