Павла Харламова с раннего детства тянуло к технике. Маленьким разбирал «на составные» игрушечные машинки, подростком гонял на велосипеде, роликовой доске, а став постарше, увлекся автомобилями. Когда в девятом классе он решил стать слесарем по ремонту автомобилей, родители возражать не стали. Окончив шахтинский лицей с отличием, он поступил в Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса на механико-радиотехнический факультет, где была специализация «автомобильный сервис».
Фото/Видео: Александр Голубничий
Кафедра ЮРГУЭС «Автомобильный сервис и безопасность дорожного движения» занимала 3-4-е места среди таких же кафедр сильнейших вузов России, ведущих подготовку по данным специальностям. С первого курса Павел учился отлично, принимал участие в научных конференциях. И в 2004-м получил красный диплом и рекомендацию — продолжить обучение в аспирантуре. И тут встал вопрос: «В аспирантуру какого вуза поступать?» Римма Саванчук, руководитель дипломного проекта Павла, подсказала ему побывать в Ростовском государственном университете путей сообщения, познакомиться с вузом. На «экскурсии» по университету выяснилось, что РГУПС начал готовить специалистов по направлению «Автомобили и автомобильное хозяйство». Беседа с завкафедрой «Транспортные машины и триботехника» доктором технических наук, профессором Владимиром Шаповаловым и определила выбор аспирантуры.
Научная работа Павла связана с исследованием автомобилей и других транспортных средств, которых на дорогах у нас немало. Но разработанных в России антиблокировочных систем, предотвращающих блокировку колес транспортного средства при торможении, систем курсовой устойчивости в них практически нет. Хотя современный автомобиль без сложной электронной системы торможения уже и представить невозможно. К сожалению, российские автомобили неконкурентоспособны по безопасности, эксплуатационной надежности...
— На наших дорогах очень много техники, которая находится в «загадочном состоянии», — говорит Павел. — То есть никто не знает, когда произойдет поломка и к чему это приведет. У нас много компаний, занимающихся перевозками, но состоянию техники уделяется очень мало внимания, а это прямой путь к происшествиям на дороге.
Раньше на крупных автотранспортных предприятиях действовала система планово-предупредительного ремонта — обслуживание подвижного состава по графику. Сейчас серьезной диагностики техники нет. Владельцы транспортных средств пытаются использовать их по максимуму, в лучшем случае меняя периодически только моторное масло и несколько фильтров. Все это приводит к длительному ремонту, невыходу транспорта на линии… При том, что большинство современной импортной техники имеет ряд систем встроенной диагностики, которые сами подсказывают, когда необходимо заменить масло, какие проблемы в электрике и электронике, топливной системе.
— Я убежден, что исправное транспортное средство — это прежде всего безопасное транспортное средство, — говорит Павел. — Вот и решил пытаться что-то сделать в этом направлении. Нашел способ повышения оперативности срабатывания антиблокировочных систем. Написал и защитил по этой теме кандидатскую диссертацию.
Результаты его исследований были представлены на всероссийский конкурс «Молодые ученые транспортной отрасли-2009», где Павел занял I место в номинации «Автомобильный транспорт». Он гордится тем, что получил диплом из рук министра транспорта РФ Игоря Левитина. А в ноябре 2012-го П. Харламов вошел в число победителей конкурса Ростовского отделения Российской инженерной академии на соискание премии имени академика И. И. Воровича. Вообще наград за научные достижения у Павла немало. В прошлом году он выиграл грант Президента РФ. Принял участие в «Молодежном инновационном конвенте Ростовской области» с проектом системы удаленной диагностики технического состояния элементов тормозных систем транспортных средств, где занял первое место в номинации «Лучшая инновационная идея» и был отмечен именной премией губернатора области.
Сейчас при поддержке научного руководителя Владимира Шаповалова Павел занимается разработкой системы, которая сможет постоянно отслеживать состояние элементов конструкций тормозных систем и извещать об их «самочувствии». При появлении первых признаков неисправности система будет оповещать об этом водителя. Это даст возможность заранее заказывать необходимые детали и, не дожидаясь выхода их из строя, оперативно заменять, при этом транспортное средство будет постоянно находиться в исправном состоянии на линии или в рейсе. В РГУПСе говорят, что Харламов настойчивый ученый: если решил взяться за эту разработку, значит, такая система будет создана.