«Маша, надень, пожалуйста, варежки», «Оля, хватит таскать зайца за уши», «Саша, ты куда побежал?», — фоном звучит во время моего телефонного разговора с Иваном. Оно и понятно. У Вани — сорок детей. Он не отец многочисленного семейства — воспитатель ростовского детского сада № 321. Вы часто встречали в детском саду воспитателя мужчину? Я — впервые.



Индивидуальный подход

Для Ивана в том, что он работает в детском саду, ничего удивительного нет. Во-первых, он аспирант кафедры дошкольного образования факультета педагогики и практической психологии ЮФУ. И совмещать теорию с практикой ему просто необходимо, к тому же — интересно. Во-вторых, он рос в многодетной семье. Помимо сестры, у него еще два старших брата.

— У нас была идеальная многодетная семья, — рассказывает Иван. — Родители старались делать все для того, чтобы мы росли счастливыми, состоялись в жизни. Так и произошло. Братья выбрали для себя военную службу. Один — капитан, другой дослужился до полковника. Сейчас в отставке, занимается бизнесом. Сестра, окончив педколледж, работает воспитателем детского сада.

SAM_1806.jpg

В детском саду работала и мама Ивана. Он часто приходил к ней на работу, помогал, возился с детьми. А на втором курсе Ростовского педагогического университета и сам устроился воспитателем.

— Дети часто крикливые, непослушные, подвижные. Как вам удается собрать их вместе? — спрашиваю Ивана.

— С помощью взгляда, слова или хлопнув в ладоши. Пять-шесть лет назад я не знал этих простых приемов. Но я много учился у коллег-воспитателей и за семь лет работы набрался опыта.

Вообще Иван считает, что современные «почемучки» мало в чем отличаются от таких же малышей предыдущих поколений. Такие же непоседливые, любознательные, смышленые. И каждый по-своему талантлив. Только надо найти к ребенку индивидуальный подход. Ваня вспоминает одну из девочек-выпускниц детсада, которая долго не разговаривала, ни с кем не общалась. Не потому что не могла говорить, а оттого, что была психологически закрытым ребенком. Сейчас ее не узнать — веселая, общительная, любит петь. И получает награды на областных и всероссийских конкурсах. В прошлом году девчушка пошла в первый класс, хорошо учится, у нее появились друзья.

Воспитание и образование

Считается, что такой дошкольной педагогики, которая есть в России, нет ни в одной стране мира. Та методика развития, воспитания, которая применяется в наших дошкольных учреждениях, к примеру для трехлеток, в западных странах используется для детей, достигших шестилетнего возраста. Наши воспитатели не развивают детей исключительно в одном направлении. Занятия пением, танцами, рисованием, лепкой позволяют выявить те или иные способности ребенка. В процессе занятий воспитатели видят, как ребятишки проявляют себя, на что каждый из них способен. Известно же, что 70 % личностного потенциала развивается до 7 лет.

— Мы обучаем детей основам счета и письма, — говорит Иван. — Развиваем тягу к знаниям. У меня в группе родители вместе с детьми принимают участие в мастер-классах, других совместных мероприятиях.

Детсадовское образование строится на игре. И знаний, которые получают дети, для подготовки к школе достаточно. Но часто родители водят детей еще и в подготовительную группу в школу, где их учат тому же, что и в детском саду. То есть ребенок, получается, выполняет двойную работу. А его перед школой перегружать нельзя, ему надо дать год отдохнуть.

Иван — воспитатель, который не просто учит детей, как правильно себя вести, водит на прогулку, укладывает спать. Еще обучаясь в магистратуре, он разработал систему занятий, включающих ролевые игры, с помощью которых можно оценить креативность дошкольника в ответах на те или иные вопросы, поиске выхода из разных ситуаций. По статистике, уровень креативности российских детей выше, чем у их зарубежных сверстников. Иван старается ответить на вопрос: «Почему?» В чем загадка смышлености наших детей? И пытается выстроить свое видение дошкольного образования, которое помогло бы развить детские таланты.

— Давайте честно признаемся, после известного миру Калашникова в нашей стране нет людей, которые бы, как он, придумали что-то глобальное, — считает Иван. — Если мы хотим перейти на новый уровень развития личности, вырастить новых талантливых людей, мы должны образовывать, заниматься детьми с раннего возраста.

Молодо-зелено

Однако многие родители думают, что детский сад — всего лишь то место, где ребенок, пока они на работе, находится под присмотром. Так, во всяком случае, было в их детсадовском периоде жизни. Теперь же многое по-другому. Скажем, сейчас родителям детей, которые учатся в школе, даже дневник у ребенка просить не надо. Вышел на сайт школы и увидел, какие он оценки получил. И в детском саду должна быть такая же система контроля. Чтобы родитель мог зайти в Интернет на сайт детского сада и посмотреть, как проходят занятия рисованием, увидеть работы ребенка. Ивану несложно выложить работы ребят в сеть. Только надо, чтобы была такая возможность.

— Как по-другому? Мы же в XXI веке живем! — удивляется он. — Скажем, нам, воспитателям, ноутбуки не так давно выдали, а до недавнего времени мы планы от руки писали. А дети дружат с интернет-технологиями, для них планшет — норма, зайти в сеть — не проблема. Конечно, их интерес к виртуальному миру надо контролировать, направлять. Но в своих, пока еще неглубоких знаниях компьютерных технологий они опережают многих воспитателей, которым еще только предстоит освоить компьютер.

Иван считает, что сегодня детским садикам необходимы квалифицированные специалисты, подготовленная молодежь. Возмущается, когда видит в газетах объявления о том, что детскому саду требуется воспитатель: «Как через газету можно искать воспитателя?!» И, правда, неужели руководителям детсадов лучше взять кого-то «с улицы», а не специалиста с образованием? Тем более что в области несколько педвузов, есть педагогические училища. Но, как выясняется, детских садиков, которые заключают с образовательными учреждениями договоры на подготовку кадров, единицы. Или, скажем, сегодня в городе и области строятся и открываются новые детсады. Почему бы молодым специалистам, молодым руководителям, которые хотят творчески подойти к работе с детьми, не предоставить возможность проявить свои способности? Чтобы работа с детишками была продуктивней, отвечала современности, например, Иван готов хоть завтра возглавить детский сад. Он понимает, что сегодня важно строить дошкольное образование, опираясь не только на былой опыт воспитателей, но и на новые знания. Он не раз обивал пороги руководителей вышестоящих инстанций, предлагая идеи развития дошкольного образования: «Дайте возможность реализовать их. За два года в городе появится лучший детсад». А ему отвечают, мол, молодой еще. Какой же молодой? Скоро тридцать «стукнет».

... В мае прошлого года на встрече с преподавателями и студентами ЮФУ выслушал Ивана и президент РФ. «А вам что, не дают руководить детским садиком? — спросил Владимир Путин. — Я постараюсь помочь вам в профессиональном росте...» И слово сдержал. По поручению президента с Иваном Пановым встретились руководители соответствующих образовательных структур города, области. Но пока ничего не изменилось. Может быть, все-таки решить этот вопрос? А то как-то нехорошо получается...